Накануне Дня Победы группа казахстанских школьников была приглашена на экскурсию по историческим местам блокадного Ленинграда. Это приглашение стало признанием их большого вклада в проект «Города трудовой доблести Казахстана» [газетная статья].
ГОРОД НАШЕЙ СЛАВЫ ТРУДОВОЙ
Как родился этот проект, как приобщаются наши школьники к славной истории родного края – об этом наш корреспондент беседует с одним из организаторов проекта кандидатом филологических наук, учителем высшей категории областной специализированной школы- лицея-интерната для одаренных детей (ЛОРД) города Петропавловска Ольгой Васильевой.
– Ольга Викторовна, итак, когда и как начинался для вас этот проект?
– Мы узнали о нем полгода назад. В декабре прошлого года Русский дом в Астане пригласил и познакомил членов Педагогического клуба Казахстана с новыми образовательно-культурными идеями. Вот тогда нам, учителям русского языка и литературы, было предложено принять участие в проекте «Города трудовой доблести Казахстана».
Мы с большой радостью приняли это приглашение. И решили организовать в рамках этого общего проекта свой собственный – «Петропавловск – город трудовой доблести». В этом названии абсолютно нет никакого преувеличения, Петропавловск действительно внес огромный вклад в нашу общую победу в Великой Отечественной войне.
Город в то время был крупным железнодорожным узлом. Через него шли эшелоны с демонтированными заводами, техникой. И конечно, людьми: с оккупированных и прифронтовых территорий, в том числе из блокадного Ленинграда. Они направлялись в Сибирь, Казахстан.
Тогда на территорию нашей области было эвакуировано несколько госпиталей и более 20 заводов. Кстати, пять из них продолжают работать в Петропавловске до сих пор. А в те годы заводы были номерными и находились в ведомстве Народного комиссариата оборонной промышленности СССР. Вплоть до 90-х годов прошлого века о некоторых изделиях, производившихся на этих предприятиях, знали далеко не все жители Петропавловска.
И еще. О трудовом вкладе города Петропавловска в разгром фашистской Германии в последнее время практически ничего не говорится. Поэтому мотивация к участию и продвижению проекта «Города трудовой доблести Казахстана» была большой, и материала для героической летописи было предостаточно. Как говорится, нам и карты были в руки.
РОДНАЯ УЛИЦА МОЯ
– Расскажите, пожалуйста, какая идея, цель проекта и кто в нем участвует.
– Идея заключается в том, чтобы собрать и систематизировать уже имеющийся материал о трудовом подвиге Петропавловска во время войны и сделать его интересным и востребованным, прежде всего, школьниками, студентами.
О нашей команде. Кроме меня есть второй наставник – Юлия Плескацевич, магистр филологии, учитель-исследователь. Так случилось, что Юлю я учила в школе, университете, вела занятия у нее в магистратуре, теперь вот работаем вместе с ней в нашем ЛОРДе. Члены команды – это лицеисты из старших классов: Ангелина Лузанова, Айгерим Шакубаева, Роман Зыков и Антонина Усольцева. Все они сразу же увлеклись проектом. Вскоре их творческий порыв воплотился в сайт «Они ковали победу». Замечу, ребята сами создали сайт, что называется, с нуля. Затем разработали двухчасовую автобусную экскурсию по номерным заводам и другим мемориальным местам города. В планах разработка настольной игры о повседневной жизни Петропавловска в годы Великой Отечественной. Играющие в нее по нашему замыслу смогут пройти путь, например, школьника, рабочего завода или врача по карте Петропавловска 1941-45 годов.
Что касается цели, то она проста: рассказать молодому человеку о тех людях, которые ходили по тем же улицам Петропавловска, что и он сегодня. Тех, кто каждый день здесь, в тылу, делал все возможное и невозможное, чтобы помочь разгромить фашизм, приблизить победу.
Глубоко убеждена, что именно так и прививается любовь и бережное отношение к истории своего города, края, своей страны. Именно так наполняется смыслом почти стертое сегодня понятие «малая родина». Мы хотим в игровой, привычной для современных школьников форме рассказать о нашей малой родине – Петропавловске.
Вы знаете, о чем мы с Юлией Плескацевич думаем? О преемственности в нашей команде, чтобы на место выпускников приходили новые, такие же увлеченные ребята. И их было бы больше. Над этим сейчас и работаем.
– Какие интересные сведения о родном городе и его жителях тех военных лет удалось найти вашей команде?
– Сведения о повседневной жизни Петропавловска 41-45 годов ребятам приходится собирать буквально по крупицам: штудировать документальные книги, статьи краеведов, расспрашивать пожилых людей. Некоторые такие воспоминания вполне достойны книги, и не одной.
МУЗЫКА ЖИВЁТ ВЕЧНО
– Например?
–Рассказы нашей землячки Натальи Георгиевны Римской- Корсаковой, родственницы великого русского композитора, о своем отце. С началом войны и новых репрессий Георгий Алексеевич Римский-Корсаков в числе «неблагонадежных» был сослан в Петропавловск. Имея прекрасное музыкальное образование, осенью 1941 года он организовал в Доме пионеров музыкальный кружок, который затемстал первой в городе музыкальной школой. Там он в разное время работал преподавателем, директором.
Или рассказы наших ветеранов о существовании в годы войны в центре Петропавловска железнодорожной ветки. Ее называли «овечка», наверное, потому, что по ней курсировали с вагонами легендарные паровозы серии «Ов», в простонародье «овечки». Это был единственный в городе пассажирский транспорт, все остальные работали исключительно для фронта. Эта ветка соединяла железнодорожный вокзал и центр города. А насыпь для нее, как и котлован для ТЭЦ-1, делали всем миром – и взрослые, и дети – в свободное от работы и учебы время.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Это интервью уже было написано, когда я на всякий случай спросил Ольгу Васильеву, связывалась ли она со своей командой, путешествующей по историческим местам блокадного Ленинграда. В ответ она прислала мне на электронную почту вот эти строки, которые я привожу без сокращений и правки: «Особенно хочется отметить историю «Дороги жизни». По Ладожскому озеру доставлялись продукты в Ленинград, а оттуда вывозили маленьких детей и стариков на машинах, которые называли полуторками. Детей увозили, если родитель был не против, но выбор был сложный, в обоих случаях ребенку грозила смерть. Продукты, которые доставлялись, совсем не те, которые привычны нам. Вместо булочек и мяса везли муку, которая могла утонуть в Ладоге и находиться там до двух недель. Когда её доставали, она уже называлась корковой, её дробили и использовали для приготовления хлеба. Выпекали хлеб в соляровом масле, что используется в двигателях внутреннего сгорания. Обо всем этом я узнала на экскурсии. Сочувствие разрывает моё сердце, потому что вся история глубоко засела в душу. Несмотря на то что живу в мирное время, я смогла представить весь ужас, который пережили люди тогда. Пока мы помним об этом, мы сможем это предотвратить». Ангелина Лузанова
В этих строках главное слово то, что вырвалось из сердца этой школьницы-ангелочка: «сочувствие». Сочувствовать – это чувствовать вместе, чувствовать то же самое, что переживает в этот момент человек, который сейчас рядом с тобой. Или тот, кого уже нет. Но который переживал то, что чувствуешь ты теперь.
К сожалению, боль не делится. Ни на два, ни на восемь миллиардов, столько сейчас нас на земном шаре. Сочувствие тоже не делится. Оно умножается. И чем больше становится сочувствия на земле, тем меньше вероятность, что в будущем эта боль на нашей планете возникнет.
Сочувствию нельзя научить. Можно лишь помочь ему взрасти в юной, пока еще не загрубевшей от нашего времени душе.
Земной поклон тем, кто живет этим благородным делом.
Михаил ЧИРКОВ