А что, если акимов наказывать за неподчинение президенту резиденту?
В БЫЛЫЕ ВРЕМЕНА, КОТОРЫЕ НЫНЧЕ НЕ ПРИНЯТО СЧИТАТЬ БЛАГОПОЛУЧНЫМИ, ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЛОЗУНГОВ БЫЛ «ВСЁ ЛУЧШЕЕ – ДЕТЯМ». МЕСТНЫМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ОН ИСПОЛНЯЛСЯ НА СТО ПРОЦЕНТОВ, ПОСКОЛЬКУ БЫЛО ОДНОЗНАЧНОЕ ПОНИМАНИЕ ТОГО, ЧТО ДЕТИ – ЭТО БУДУЩЕЕ ГОСУДАРСТВА. ТЕ, КТО БЫЛИ ДЕТЬМИ В ТУ ПОРУ, ЭТО ПРЕКРАСНО ПОМНЯТ. СЕГОДНЯ ЧИНОВНИКИ В РЕГИОНАЛЬНЫХ АДМИНИСТРАЦИЯХ ДАННЫЙ ЛОЗУНГ АДАПТИРОВАЛИ ПОД СЕБЯ. В ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЭТО ЗВУЧИТ «ВСЁ ЛУЧШЕЕ – МОИМ ДЕТЯМ». ЧТО ЖЕ КАСАЕТСЯ ОСТАЛЬНЫХ ДЕТЕЙ, ТО ЭТО ЗАБОТА ИХ РОДИТЕЛЕЙ. [газетная статья]
«МЫ СДЕЛАЛИ ТАК, КАК НИКОГДА НЕ БЫЛО…»
К такому выводу мы пришли во время нашей беседы с уполномоченным по правам ребенка Аружан Саин (начало беседы читайте в номере 16 от 20 апреля с. г.). Продолжая разговор с ней, мы узнали много интересного, хотя далеко не радостного.
– Создаётся впечатление, что наши чиновники на местах просто игнорируют поручения президента, не так ли?
– Мне кажется, что регионы недооценили эту реформу и перспективу ее развития. Они, скорее всего, думали, что сейчас выделят каких-нибудь 50- 100 миллионов, охватят этим несколько тысяч детей, отрапортуют, что поручение главы государства исполняется, и вот вам массовый спорт.
Но наша команда вместе с администрацией президента управляет этой реформой в ручном режиме. В законе прописано, что поставщиками услуг секций и кружков становятся негосударственные организации. Это секции и кружки, которые вчера работали на платной основе. Это ИП и ТОО, которые могли бы стать участниками этого государственного заказа. И заниматься с детьми не за деньги родителей, а за финансирование из государственного бюджета.
Мы сделали так, как раньше в стране никогда не было. То есть сегодня есть разные госзаказы – в здравоохранении, соцзащите, в том же образовании. Но для их распределения акимат собирает комиссию, которая рассматривает поданные документы, и после этого принимает решение. Грубо говоря, чиновники акимата решают, кого допускать, а кого не допускать к выполнению государственного заказа.
А мы сделали так, что все можно решить через цифровую платформу, куда подают свои документы различные секции и кружки. С одной стороны, на ней регистрируются потенциальные поставщики услуг. Разумеется, они должны соответствовать требованиям и правилам, закрепленным в нормативно-правовых актах. Это строгие правила. У них должны быть соответствующие помещения, квалифицированный штат сотрудников – тренеров и педагогов. Каждый из работников должен документально подтвердить, что он не состоит на наркологическом и психиатрическом учете, что не имеет судимости. Предприятия должны подтвердить, что они действующие, а их помещения соответствуют санитарным нормам.
Поданные документы рассматриваются в течение пяти дней. После этого те, кто их рассматривает, должны либо мотивированно отказать, либо квалифицировать поставщика услуг. В случае одобрения он будет значиться на портале как поставщик данного государственного заказа. И там вступает в силу уже иное взаимодействие.
С другой стороны, на этой платформе регистрируются родители. Они прикрепляют данные своих детей и через платформу получают на них ваучеры на ту секцию или кружок, который они выбрали. То есть процесс не зависит от акиматов. Чиновники не могут повлиять на родительский выбор.
У ЧИНОВНИКА СВОЙ «СПОРТИВНЫЙ ИНТЕРЕС»
И вот здесь началось просто колоссальное сопротивление со стороны местных органов исполнительной власти. Они увидели, что на это потребуется больше денег, потому что больше детей хотят заниматься, что родители стали массово прикреплять детей к секциям и кружкам. А где взять деньги, кроме как из тех бюджетов, которые они привыкли тратить на профессиональный спорт или на мероприятия? Этого они не хотят. Потому что там свои потоки.
И между прочим, к этому есть очень большие вопросы. Вы, наверное, видели, сколько уголовных дел возбуждается по хищениям в профессиональных спортивных клубах. То есть в ряде случаев это просто кормушки. Поэтому, понимая, что кормушка может иссякнуть, они всяческим образом стараются тормозить либо вообще свернуть реализацию этой реформы.
– Чем они объясняют свои действия?
– Тем, что, по их мнению, поставщиком услуг может стать кто угодно, и они не смогут их контролировать. Это просто отговорки. Потому что в нормативно-правовых актах прописаны правила прохождения отбора поставщиков, которые регулируют требования к секциям или кружкам, тренерам, условиям занятий детей. Кроме того, деятельность секций и кружков подпадает под действие всех законов и нормативно-правовых актов, касающихся любой предпринимательской деятельности. И они несут ответственность за нарушения наравне с другими субъектами предпринимательской деятельности.
Характерно, что претензии со стороны местных исполнительных органов к условиям, в которых занимаются дети, к квалификации тренеров и педагогов появились только сейчас, когда реформа стала набирать силу. Когда стало происходить перераспределение денег из сферы освоения ими через профессиональные клубы и команды, в сторону реальных нужд населения – массового детского спорта.
Отсюда вытекает вопрос: почему раньше чиновники не проявляли беспокойства по поводу условий занятий детей в секциях, по поводу качества тренеров, не переживали за безопасность? Им было все равно? Или потому что за это платили родители, а чиновникам было удобно распределять бюджеты на свое усмотрение?
Почему вместо выстраивания работы с детьми в сфере массового спорта, создания инфраструктуры для детей, создания условий для подготовки кадров и т. д. они сейчас требуют ужесточить требования? Выходит, все эти годы они не занимались решением вопросов, а просто «осваивали» средства?
ДЕНЕГ ХВАТИТ НА ВСЁ, ЕСЛИ ТРАТИТЬ ИХ ЧЕСТНО И ПРОЗРАЧНО
Они говорят, что секции и кружки устроили себе бизнес на детях. То есть считают это чуть ли не преступлением. Бизнес – это основа экономики любой страны. Это рабочие места. Это неотъемлемая часть жизни любого государства. Президент говорит о том, что максимум бюджетных денег нужно направлять на реализацию государственных программ через бизнес-среду, которая сама себя регулирует. Здесь конкуренция, будет более высокое качество и т. д. А чиновники на местах преподносят это как заговор и преступление с целью хищения бюджетных денег.
А ничего, что у нас на платформе уже тысячи рабочих мест создано? И что наконец-то педагоги, которые в течение многих лет были вынуждены торговать на барахолке, получили возможность заниматься своим делом. Работать с детьми, передавать знания. И все это преподносится как преступление.
– Это похоже на саботаж…
– Именно. Я уверена, что это борьба за деньги. Средства, которые народ заработал своим трудом и в виде налогов внес в государственную казну, чиновники просто не хотят пропускать мимо себя и направлять на нужды наших детей. Как результат, сейчас в трех регионах выполнение государственного заказа прекратилось.
– Какой выход?
– Мы должны переломить ситуацию. Показать тем людям во власти, которые не хотят строить новый Казахстан, что все теперь будет по-другому. Я вижу, что основная часть нарушений происходит исключительно по причине того, что законы, нормативно-правовые акты, приказы, регламентирующие деятельность исполнительных органов по обеспечению детей положенными услугами, лекарствами, – все это не работает. Законы не исполняются. Все инициативы и указания просто саботируются. Средства направляются совершенно не туда, куда должны направляться. В Казахстане денег хватит на все, если ими распоряжаться честно и прозрачно. Но это тут явно никому не нужно. Потому что в мутной воде очень легко ловить свою рыбу.
Айдар ЕРМЕКОВ