Казахстан – унитарное государство, такое территориальное устройство предусматривает единый подход в формировании региональной политики. Привлекательность региона определяется уровнем благосостояния жителей, обеспечением социальных услуг, образованием, здравоохранением, трудоустройством. Создание равных условий в каждом регионе, с тем чтобы Казахстан был единым, сильным государством, является важной задачей государственной власти [газетная статья].
Казахстан входит в десятку самых крупных по территории стран мира и одновременно характеризуется низкой плотностью населения и средним уровнем урбанизации, что влияет на удорожание стоимости социальных услуг и инфраструктуры. Вдобавок к этому доля малочисленных сел составляет около 52% от всех сельских поселений.
Регионы не однородны по количеству населения, уровню дохода на душу населения и безработицы. Есть индустриальные регионы, добывающие, торгово-биржевые, и их иерархии в экономическом обеспечении постоянно меняются. На сегодня в производстве валового регионального продукта наибольшую долю занимает город Алматы (более 20%), наименьшую – Северо-Казахстанская область (2%).
О том, как сделать регионы одинаково привлекательными и развитыми, государство всерьез задумалось в 2006 году. Тогда в приоритет была взята идея стимулирования основных точек роста – крупнейших городов, таких как Алматы и Астана, а также агломераций вокруг них.
В 2012 году была принята стратегия развития «Казахстан–2050», ее приоритетом стала повсеместная урбанизация и развитие крупных городов и агломераций. Экономического процветания планировалось достичь за счет поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом продолжились субсидии градообразующим предприятиям. Также стимуляцию получила внутренняя трудовая миграция в крупные города и агломерации.
В 2014 году «Программа развития моногородов» стала составной частью « Программы развития регионов » . Ее также дополнила программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол ». Но правительство приостановило ее действие, так как она перенастраивала экономику в пользу крупных городов, лишая регионы ресурсов.
На смену пришел национальный проект «Сильные регионы – драйвер развития страны», он направлен на создание комфортной среды проживания граждан республики в любой ее части. Нацпроект объединил в себе программу жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер» и инфраструктурного «Нұрлы жол». Проект утвержден главой государства 13 октября 2021 г., контроль над исполнением возложен на администрацию президента.
«Следует прекратить подготовку государственных программ с большим количеством показателей и индикаторов. Пора перейти на формат лаконичных национальных проектов, понятных всем гражданам», – отметил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
Реализации нацпроекта будет способствовать повышению комфорта проживания жителей небольших городков и сел. Затраты на реализацию нацпроекта составляют порядка 7,5 трлн тенге. 4 трлн тенге будет выделено из республиканского бюджета, 786 млрд тенге поступит из местных, 2,8 трлн тенге – в виде частных инвестиций. Проект «Сильные регионы – драйвер развития страны» осуществляется по двум ключевым направлениям: развитие инфраструктуры и жилищная программа.
По итогам реализации нацпроекта к 2025 году ожидается:
- 100% водоснабжение по всей республике;
- 100% канализация в городах;
- 90% жителей сел будут охвачены модернизацией инфраструктуры (3,5 тыс. сел);
- создание полмиллиона рабочих мест, поднятие уровня занятости граждан, переселившихся на север, до 87%;
- ввод 103 млн квадратных метров жилья для улучшения жилищных условий 236,7 тыс. семей.
Развитие внутренней сети будет обеспечено за счет строительства и реконструкции 11 тыс. км дорог республиканского значения и 27 тыс. км местных.
Планируется реализация нескольких крупных проектов. Так, в Карагандинской области началось строительство вторых путей на железнодорожном участке Достык – Мойынты, что позволит увеличить в пять раз пропускную способность сообщения Китай – Европа – Китай. Новая железнодорожная линия будет способствовать бесперебойному экспорту отечественной продукции и росту транзитного потенциала страны. В ходе строительства планируется возвести 5 больших, 87 малых и средних мостов, 288 водопропускных труб, 14 автодорожных путепроводов, а также объекты энергетики и связи. Строительство должно завершиться в четвертом квартале 2025 года.
Запланировано и строительство ж/д линии Дарбаза – Мактаарал. Туристический потенциал юга страны должно повысить строительство скоростной магистрали Туркестан – Шымкент – Ташкент. В рамках национального проекта планируется открытие крупного контейнерного хаба в порту Актау, а также модернизация пяти аэропортов. Выгодное географическое положение Республики Казахстан в центре евразийского континента позволяет быть международным транспортным коридором, и использование территориального преимущества может сыграть значительную роль в формировании успешной экономики в регионах страны.
Ольга АРКАДЬЕВА