2663

Рашид Нугманов: «Алматинец – это национальность»

На месте здания Госплана (угол улиц Кабанбай батыра и Желтоксана) теперь бизнес-центр, который сжал тротуар до узкого прохода.
На месте здания Госплана (угол улиц Кабанбай батыра и Желтоксана) теперь бизнес-центр, который сжал тротуар до узкого прохода. из газетных материалов

Какую роль играет архитектура в формировании культурного кода горожан

СТАТЬЯ «ГОРОД ТЫСЯЧИ ЗАСТРОЕК» («АИФ – КАЗАХСТАН», №46, 11.11.20), ПОСВЯЩЕННАЯ АРХИТЕКТУРНОМУ РАЗВИТИЮ АЛМАТЫ, ВЫЗВАЛА ШИРОКИЙ РЕЗОНАНС СРЕДИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ. ПОЭТОМУ МЫ ВНОВЬ ВСТРЕТИЛИСЬ С ИЗВЕСТНЫМ РЕЖИССЕРОМ РАШИДОМ НУГМАНОВЫМ, ЧТОБЫ ПРОДОЛЖИТЬ НАШ РАЗГОВОР. [газетная статья]

Рашид Нугманов.
Рашид Нугманов.

Напомним, что до того, как погрузиться в мир кино, режиссер знаменитого фильма «Игла» окончил алмаатинский политех по специальности «архитектура» и работал в проектном институте «Казграждансельпроект», а также в Обществе охраны памятников истории и культуры Казахстана.

ОСОБЫЙ ЭТНИЧЕСКИЙ КОТЕЛ

– Рашид Мусаевич, желательное развитие города заметно отличается от того, что отражено в генплане Алматы. В частности, вы говорили о необходимости создания «территории культуры» вокруг кинотеатра «Целинный». В чем ее предназначение?

– Тот же самый Дворец пионеров, который когда-то находился на улице Калинина (прежнее название Кабанбай батыра), воспитывал молодых людей – алмаатинцев. Сейчас мегаполис испытывает большой наплыв приезжих из глубинки. Не секрет, что образование в регионах сильно уступает здешнему. Но любой человек, который переезжает в Алматы, неизбежно проходит культурную адаптацию. И «территория культуры» вокруг «Целинного» поспособствовала бы этому.

Я всегда считал, что алматинец – это национальность. В южной столице очень интернациональная культура: нет трайбализма, деления на жузы. Это особый этнический котел. На мой взгляд, истинный алматинец – это образованный, культурный человек, любящий свой город. Неслучайно именно здесь появилась целая плеяда ярких деятелей культуры, науки, искусства. Ведь казахи отличаются высокой степенью адаптивности, и среди приезжающих большое количество талантливой молодежи, которой необходимо образование и полноценное применение своих способностей – как альтернатива улице и заплеванному базару. Алматы и сейчас остается культурной столицей Казахстана. Вгоды войны и эмиграции Алма-Ата считалась культурной столицей всего Советского Союза. Здесь снимали 80% кинопродукции всей страны.

ВОРОВСТВО У БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ

– Как вы видите развитие периферийных районов города?

– Центр Алматы не требует колоссальных перестроек, а финансовые средства нужно направить на благоустройство других районов. В городе много заброшенных территорий, достаточно спуститься ниже проспекта Райымбека или побывать в том же Тастаке. Что касается территории выше проспекта Аль-Фараби, то уже много раз говорили, что там запрещено высотное строительство. Необходимо железной рукой привести это условие в норму.

Все здания, которые не соответствуют жесткому требованию, нужно безжалостно снести, как это делают во Франции. Там нельзя вести строительство без согласования с архитектурным управлением. Был случай, когда кто-то из наших постсоветских олигархов построил во Франции виллу без согласования. В итоге приехали бульдозеры и все снесли.

Алматинцы протестуют против сноса бывшего здания Госплана
Алматинцы протестуют против сноса бывшего здания Госплана.

В Алматы нужно бережно относиться к тому, что нам дает природа. Нельзя осваивать пойму Малой и Большой Алматинок, что активно происходит в горной местности. Водоохранную зону рек необходимо строго соблюдать. Все, что нарушает ее, требует сноса.

Я говорю жестко, потому что в городе происходит самое настоящее воровство у будущих поколений. Такие застройщики отнимают у алматинцев наше общее достояние. Въезд в город должен быть ограничен, как бы ни сопротивлялись автомобилисты. Нужно строить объездные дороги, развивать движение электричек и вообще рельсового транспорта, вместо того чтобы бесконечно перекладывать плитку.

Нужно помнить, что Алматы находится в сейсмической зоне, и высотное строительство здесь небезопасно. Если возникает необходимость возводить новые высотные здания, то лучше делать это в северном или западном направлениях. Там есть идеальные площадки, все прекрасно продувается. А жителям центра и верхней части города, которые расположены в котловине, нужно дать возможность дышать. Достаточно посмотреть на статистику легочных заболеваний. В Париже запретили строительство высотных зданий в историческом центре и возвели квартал небоскребов «Ла Дефанс» на западной окраине города. В Вашингтоне нельзя строить здания выше Капитолия. Но подобный подход к развитию города требует политической воли.

– На ваш взгляд, был ли оправдан перенос столицы в Нур-Султан? Ведь вслед за государственными структурами в центр Казахстана едва не перенесли и «Казахфильм»?

 – Я считаю, что перенос столицы пошел на пользу городу. Это немного разгрузило его и еще больше повысило роль Алматы как культурного центра, в том числе и центра кинематографии. Хотя, действительно, существовал план переноса главной киностудии в Нур-Султан, одну из самых холодных столиц мира, где съемочный сезон очень короток, отсутствует ландшафтное разнообразие юга Казахстана и сложившееся кинематографическое сообщество. К счастью, этого не произошло. Вы можете представить себе решение Белого дома перенести Голливуд в Вашингтон? Это было бы из области абсурда…

ВЪЕЗД В АЛМАТЫ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОГРАНИЧЕН, КАК БЫ НИ СОПРОТИВЛЯЛИСЬ АВТОМОБИЛИСТЫ. НУЖНО СТРОИТЬ ОБЪЕЗДНЫЕ ДОРОГИ, РАЗВИВАТЬ ДВИЖЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕК И ВООБЩЕ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, ВМЕСТО ТОГО ЧТОБЫ БЕСКОНЕЧНО ПЕРЕКЛАДЫВАТЬ ПЛИТКУ.

ЗОНА «ЧЕЛОВЕЙНИКОВ»

– Несмотря на ваши предложения, на месте Никольского рынка собираются построить жилой комплекс, который своей высотой будет давить на рядом стоящую церковь. Алматы постоянно лихорадит от проектов плотной высотной застройки, так называемых «человейников». Как, на ваш взгляд, можно гармонизировать развитие жилищного фонда города?

– Я предлагаю жестко ограничить плотность застройки в историческом центре Алматы, и район Никольского рынка – одна из важнейших его точек. Он венчает культурную ось города по улице Кабанбай-батыра. Там и сейчас царит хаос, который строительством жилищного комплекса не привести в порядок. Территорию в квадрате улиц Сейфуллина – Жамбыла – Байтурсынова – Карасай-батыра необходимо объявить культурной зоной города со строгим регламентом, где расписать, что можно, а что нельзя строить в этом квадрате.

И разумеется, архитектурное, ландшафное и дизайнерское решение этой зоны следует решать комплексно, а не продолжать городить в ней что попало. Такого же внимания требует и точка на пересечении улиц Кабанбай-батыра и Назарбаева, где упорно пытаются возвести жилую многоэтажку. Активным горожанам удалось временно приостановить реализацию этого проекта, предложив альтернативное решение, но будущее этой важнейшей локации в сердце Алматы до сих пор туманное. И это не может не тревожить. Не достаточно ли нам монстров на месте бывшего Театра юного зрителя и Дворца пионеров – на той же оси, которые разрушили легендарный культурный центр притяжения города? Если на одну чашу весов поставить культуру будущих поколений, а на другую пачку денег, которые исчезнут бесследно в чьих-то карманах, оставив после себя изнасилованный город, на какую из них вы поставите свою гирьку? Решайте, если вы считаете себя гражданином Алматы.

Олег БЕЛОВ

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество