Примерное время чтения: 8 минут
130

Проездом в революцию

Что делали в Казахстане Ульянов-Ленин и Джугашвили -Сталин?

ЛЮБОЙ ЗНАКОМЫЙ С ИСТОРИЕЙ КАЗАХСТАНА СКАЖЕТ, ЧТО СОЗДАТЕЛЬ И РУКОВОДИТЕЛЬ ПЕРВОГО ГОСУДАРСТВА РАБОЧИХ И КРЕСТЬЯН В. И. ЛЕНИН НИКОГДА НЕ ПРИЕЗЖАЛ В НАШУ РЕСПУБЛИКУ. ТАКЖЕ КАК И ЛОВКО ПОДХВАТИВШИЙ БРАЗДЫ ПРАВЛЕНИЯ И. В. СТАЛИН. И ЭТО ПРАВДА. ОБА ВОЖДЯ В КАЗАХСТАН ОФИЦИАЛЬНО НЕ ПРИЕЗЖАЛИ. [газетная статья]

И Я ПО ШПАЛАМ, ОПЯТЬ ПО ШПАЛАМ…

Если же учитывать незапланированные посещения, то окажется, что и Ленин, и Сталин, пусть и проездом, не по своей воле, но оба «побывали» на территории нынешнего Казахстана. Причём не единожды, а дважды!

Дело в том, что в сентябре 1894 года было открыто движение по западносибирскому отделению транссибирской железной дороги. Что коренным образом сократило «транспортное» расстояние между европейской Россией и Сибирью. В том числе Сибирью исправительной, пенитенциарной.

С появлением Транссиба путь «по этапам» сократился с нескольких изнурительных месяцев до нескольких относительно комфортных дней. И этой счастливой возможностью вместе с «душегубцами» и «казнокрадами» широко воспользовались и «политические». Именно по этой рекордно длинной магистрали и отправлялись в места отдалённые многие последовательные борцы с властью (некоторые, правда, по весьма прозаичным уголовным статьям).

Можно сказать, что благодаря Транссибу на территории современного Казахстана в короткий срок и перебывал весь цвет российской социал-демократии.

КАРТИНА МАСЛОМ

В числе многих других соратников, бывавших проездом в Петропавловске, был замечен и Владимир Ильич Ульянов (Ленин). В 1897 году он проследовал на восток по пути в шушенскую ссылку, а спустя три года – на запад, с чистой совестью возвращаясь обратно.

Сегодня подобные факты воспринимаются как исторические казусы, а ещё недавно к ним подходили весьма серьёзно. Вспоминается одна выставка в Союзе художников в Алма-Ате, посвящённая 60-летию советского Казахстана. Заглавное место в Центральном выставочном зале СХ (в те доприватизационные времена занимавшем три этажа специально выстроенного помещения) было отведено полотну одного заслуженного мэтра. Картина так и называлась: «Ленин в Казахстане».

…Морозная ночь. Паровоз под парами. На фоне огнедышащего монстра (летящего вперёд!) стоит «самый человечный». С чайником. И думает, думает… О чём? О мировой революции, разумеется. В это время мимо пробегает юноша-казах в лисьем малахае и рваном чапане. Видит вождя. И, судя по пылающему взору, тут же проникается идеями всеобщего равенства и встаёт на светлый путь непримиримой классовой борьбы за всеобщее счастье всего человечества. Окончательно и бесповоротно.

 ПЛАЧ ПО ЛЕНИНУ

Несмотря на то что Владимир Ильич по своей воле в нашу страну никогда не заглядывал (жил он между Шушенским и Кремлём, большей частью в Европе), его значение в деле появления сегодняшнего суверенного Казахстана переоценить трудно. Именно Ильич по большому счёту своим размашистым росчерком дал формальную отмашку всему дальнейшему движению.

Началось всё 26 августа 1920 года, когда В. И. Ленин и М. И. Калинин подписали исторический декрет ВЦИК и СНК РСФСР «Об образовании Автономной Киргизской Социалистической Советской Республики». Правда, до подлинной независимости было ещё очень далеко, но именно этот декрет и предначертал вчерне те границы, которые мы сегодня имеем (хотя флуктуации были неизбежны и территории Казахстана ещё неоднократно перекраивались).

Так что для «всенародной любви» к Ленину у жителей Казахстана есть свои основания. И вот характерный момент истории. Всего через несколько лет после подписания исторического для республики декрета вождя не стало. И всенародное горе по этому поводу, захлестнувшее Казахстан, было вполне искренним. От чего горевали и плакали? От незнания истинного порядка вещей и непонимания правды жизни? Может быть. Но это если брать невежественные в политических тонкостях массы. А что интеллигенция?

Если следовать утверждениям современной либеральной публицистики, то все знаменитые писатели и поэты советского времени в Казахстане были сплошь инакомыслящими и оппозиционными советской власти и её руководителям. Но вот красноречивая цитата из пятитомной «Истории Казахской ССР», вышедшей в 1977 году: «На смерть любимого вождя с сердечной болью и скорбью отозвались С. Сейфуллин («Печальная весть», «Скорбный день», «Красная звезда»), И. Джансугуров («Прощай, отец»), Б. Майлин («Не плач напрасно»), С. Муканов («У гроба Ленина»). Ш. Иманбаева в традиционной форме естирту оплакивала утрату, утверждая бессмертие дела Ленина. И. Байзаков характеризовал Ильича как «сердце всех коммунистов», С. Донентаев («Незабываемое») и А. Танирбергенов («На смерть Ленина») показали решимость казахских трудящихся неустанно бороться за торжество дела Ленина».

-

Или это неправда?

И СТАЛИН НА ПОЛУСТАНОЧКЕ

А в 1913-м и 1917-м годах в Петропавловске побывал транзитом верный соратник Владимира Ильича и продолжатель дела Ленина Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин).

Картину «Сталин в Казахстане» я не видел, но с большой долей вероятности можно предположить, что была и такая. И быть может, принадлежала кисти того же автора (надо же было с чего-то начинать).

На такое предположение наталкивает экзальтация в среде национальной интеллигенции, наблюдавшаяся в период заклеймённого позже культа личности. Пресловутая сталинская эпоха, с которой так рьяно борются нынешние историки, публицисты и простые сетевые смельчаки в современном Казахстане, нуждается в более трезвом осмыслении и объяснении. А иначе очень трудно понять и объяснить мотивы тех, кто жил и творил в ту пору, и вообще – опростить целые поколения предков. Всеми владел всеобщий страх? Это объясняет что-то лишь тем, кого такое объяснение устраивает.

Но куда деть, к примеру, факт, что именно та эпоха, несмотря на все её ужасы и лишения, породила мощнейший всплеск казахской культуры? Куда спрятать таких гигантов, как Сатпаев и Ауэзов, Кастеев и Байсеитова, Джамбул и Жиенкулова? Они что, жили отдельно от того общества, подобно каким-то анахоретам? Нет, жили они как все и вовсе не были какими-то заметными оппозиционерами, как пытаются представить ныне. И жили не где-то, а в стране, которую любили и ауру которой подпитывали своей любовью.

СПРАВКА

«Тёмные дни» самого человечного

Ленин В. И. (Ульянов).
Ленин В. И. (Ульянов).

Ленин В. И. (Ульянов) впервые был арестован «и отправлен в участок» весной 1887-го, в Казани, после чего выслан «под гласный надзор» в деревню Кокушкино (40 вёрст от Казани), где находился до осени 1888-го. Следующий арест – в декабре 1895-го, в Санкт-Петербурге – в тюрьме провёл 1 год и 2 месяца (до февраля 1896-го). Затем отправился в ссылку (в Шушенское) на 3 года, вернулся в феврале 1900-го. После чего почти безвылазно жил в Европе – до «запломбированного» возвращения в 1917-м. Правда, в начале войны отсидел около трёх недель в австрийской тюрьме, но это скорее по недоразумению.

СПРАВКА

Уголовное прошлое «отца народов»

Сталин И. В. (Джугашвили).
Сталин И. В. (Джугашвили).

Сталин И. В. (Джугашвили) – он же Давид, он же Коба, он же Нижерадзе, он же Чижиков, он же Иванович. С марта 1902 г. до конца 1903-го отсидел в батумской тюрьме. В марте 1908-го сел в Баку на 8 месяцев. В марте 1910- го (что за месяц такой злополучный!) – снова в Баку на несколько месяцев. В перерывах некоторое время проводил в ссылках, откуда каждый раз успешно сбегал. Весной 1913-го вновь арестован и сослан в Курейку (Туруханский край), где и пребывал до амнистии Февральской революции 1917 года.

Андрей МИХАЙЛОВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых