Призвание – это дар, придающий смысл человеческой жизни
«НЕ ЗНАТЬ ИСТОРИИ – ЗНАЧИТ ВСЕГДА БЫТЬ РЕБЕНКОМ», – СКАЗАЛ КОГДА-ТО ДРЕВНЕРИМСКИЙ ФИЛОСОФ ЦИЦЕРОН. ОН БЫ ИЗРЯДНО УДИВИЛСЯ, УЗНАВ, ЧТО В ДАЛЕКОМ БУДУЩЕМ ПОЯВИТСЯ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НАЧНЕТ ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ ИСТОРИЕЙ ПОЧТИ С ПЕЛЕНОК. [газетная статья]
ДВА ПРЕЗИДЕНТА, ДВЕ ЭПОХИ
Когда Айсултану Кумекову был всего год, имаме, учительнице истории, не на кого было его оставлять, она брала сына с собой в школу. Он сидел за партой и вел себя абсолютно сознательно и вдумчиво. Повзрослев, мальчуган стал внимательно разглядывать картины отца, художника, многие из которых были посвящены легендарным героям казахской степи.
В старших классах он уже основательно решил продолжать семейную линию и принял участие в школьном конкурсе научных проектов. Его работа была посвящена сравнительному анализу личностей двух президентов – французского, Шарля де Голля, и нашего, Нурсултана Назарбаева. На полусотне страниц Айсултан дотошно исследовал их поведение в сложных политических ситуациях, находил общие и индивидуальные черты, подкрепляя конкретными деталями и примерами. Помогло знание французского языка, прилично освоенного Айсултаном за время учебы в алматинской 25-й школе.
Проект десятиклассника школы занял одно из первых мест в республиканском конкурсе, и отправили его участвовать в конкурсе уже международном, проходившем в Тбилиси, откуда Айсултан Кумеков вернулся с бронзовой медалью.
ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ
Ну а дальше все логично – был принят на грант в Евразийский национальный университет, став студентом истфака. Айсултана совершенно не сбили с толку примеры одноклассников, выбиравших юридические и экономические факультеты, а учительская профессия не только не навевала тоску, а, наоборот, представлялась исключительно привлекательной. Хотя мама давно уже распрощалась со школой, потому что в семье кроме старшего сына подрастали еще три дочки.
Диплом защитил на отлично, и тема «Хан Тохтамыш и эмир Тимур. Конфликт, изменивший историю», представьте, тоже оказалась связанной с впечатлениями раннего детства. У отца была картина, изображавшая средневекового воителя. А сын дотошно влезал в подробности битвы, произошедшей между войсками ордынского хана и Тимура, известного в Европе под именем Тамерлан. Тохтамыш потерпел поражение, и это стало началом конца могущества Золотой Орды.
Когда история давно минувших дней увлекает в тиши академического кабинета седовласого ученого, это привычно и неудивительно. Но если о ней повествует «юноша пылкий, со взором горящим», у которого только что закончилась тренировка по тайскому боксу… В общем, это позволяет надеяться, что со связью времен дела у нас обстоят совсем неплохо.
УРОК – КАК СТЕПНОЙ СКАКУН
С такими успехами путь Айсултана прямиком лежал в магистратуру. Но он все же решил сделать выбор в пользу средней школы. Правда, не такая уж она и средняя, потому что руководит ею известный казахстанский педагог Архимед Искаков. У него на педагогические кадры глаз наметанный. Архимеду хватило недолгого разговора с двадцатидвухлетним выпускником истфака, чтобы все про него понять. После года преподавания директор видит: он не только не ошибся в молодом коллеге, но уверен, что у него большое будущее.
Про своих учеников Айсултан говорит: «Я с ними играю». Действительно, даже по внешнему виду он не очень отличается от своих старшеклассников. Чего уж тут щеки надувать… Они устраивают дебаты или берут какую-то историческую ситуацию, делятся на группы и выстраивают новый сценарий развития, когда ее исход становится самым неожиданным.
А можно просто поиграть в «города», только вместо них называть исторических деятелей. Например, Чингисхан, за ним на букву «н» просится Наполеон. Но придется не только его назвать, но и дать краткую информацию о главных моментах биографии императора.
Словом, урок пролетает, как степной скакун… Айсултан – завзятый книгочей, что тоже вроде бы нехарактерно для нынешних молодых, добывающих всю информацию только из гаджетов. К семейной библиотеке он постоянно добавляет свою литературу. Очень любит серию «Аруна», в которой есть много чего, от детских сказок до фантастики.
Айсултан с нетерпением ждет, когда закончатся суровые дни пандемии и можно будет отправиться в Москву и Санкт-Петербург, где столько разных исторических достопримечательностей.
А в родных казахстанских музеях он побывал уже не раз.
Светлана СИНИЦКАЯ