С чего началось наше путешествие к месту уникальных исторических изысканий
Мы часто сравниваем жизнь с дорогой, находя эту метафору наиболее верной, чтобы передать суть движения человека по времени. Наши дороги – зеркало нашей жизни. Они будто отражают: не всё бывает гладко, и есть ямы. Есть объезды, и есть привалы. «Дороги трудны, но плохо без дорог» – как пел незабываемый Юрий Визбор. [газетная статья]
Многострадальное и, пожалуй, самое непредсказуемое шоссе, соединяющее южную казахстанскую столицу с восточной частью страны, переживает новое рождение. И наверняка вскоре преобразится, словно наша благополучная, обеспеченная и беззаботная жизнь
ПУТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ
Путешествие по нашему казахстанскому шоссе – путь, полный загадок и приключений. И собираясь в поездку, никогда нельзя загадывать на время. Известно только расстояние. Да и то – не точно. А сколько того времени потребуется, чтобы, преодолевая то ровные и «белые» участки дороги, то буквально проваливаясь и виляя в ее «черных» колдобинах, добраться до пункта назначения, знает, видимо, лишь ангел-хранитель. И пренебрегать его незримым присутствием крайне нерационально. Дабы обстоятельства не привели в символический придорожный некрополь тех, кто не доехал и никогда уже не преодолеет эту без малого тысячу километров...
Так вышло, что шоссе Алматы – Усть-Каменогорск оказалось моим самым изъезженным из всех других направлений Казахстана: Алаколь, Зайсан, Бухтарма, Белуха. Сибирь, наконец. Видел, как эту дорогу от сезона к сезону крошили и разбивали время и большегрузы. Как от советского еще асфальта оставались клочки да рваные края ухабов и дыр. Как из ямы в яму переползали караваны машин, а травмированные их собратья глотали пыль, зализывая раны на обочинах.
Ныне это все в прошлом, хотя бы от Алматы до Капчагая и далее до Талдыкоргана: уже две с половиной сотни километров образцового и достаточно безопасного скоростного пути. А далее – до Учарала и Алаколя, до Аягоза, Калбатау и самого Усть-Каменогорска – мечта. Но зримая и очень даже сбыточная, хоть и долгожданная.
Оставшиеся 763 километра – пока все то же суровое испытание на прочность. Но уже с мелкими бонусами в виде фактически заново построенных участков. На них можно перевести дух. Главное – не увлечься. Потому что хорошее заканчивается так же внезапно, как и появляется.
С 2018 года работы здесь ведут китайская компания CITIC Construction (как основной подрядчик), компании «К-Дорстрой» и Todini Central Asia. Контролируют качество работ «ГК Инжиниринг» и ZS Enginering.
Новое шоссе уже обогнуло Сарканд, пройдет в стороне от поселков Койлык, Шынкожа, Ушбик и города Аягоз, чем облегчит жизнь и водителям, и местному народу. Реконструкция – это еще и шесть мостов через реки и три путепровода через железную дорогу, 11 освещаемых развязок, 276 труб для пропуска воды. И обустройство площадок отдыха, и автопавильоны с сопутствующей инфраструктурой рядом с населенными пунктами.
РОМАНТИКИ БОЛЬШИХ ДОРОГ
Работы продолжали, несмотря на погоду и пандемию. Строили основное шоссе, при этом прокладывали и временные объездные пути. Чтобы не прерывать автомобильное сообщение на трансграничном направлении, фактически проложили параллельную дорогу: где-то по целине, а где оказалось возможным, соскребли старый асфальт и его же использовали для временного дорожного покрытия.
Не скажу, что это серьезно повлияло на скорость и безопасность. Тем более эти же дороги используют сами строители для доставки грузов и людей на объекты, переброски тяжелой техники. Поэтому покрытие страдает, быстро деградирует, пылит и расползается. Редкие здесь поселковые эстэошки дорога какое-то время еще покормит.
На памяти местного автослесаря и механика Ромы из села Кабанбай, которое местные привычно называют Андреевкой, сотни, если не тысячи автомобилей, потерявших на этих дорогах всякую способность передвижению. По марке, году выпуска и направлению движения он уже способен предположить, какие увечья, скорее всего, получила машина.
Водители считают его кудесником: порой «лечит» железных коней иностранного происхождения подручными железяками, но дает возможность своим ходом продолжить путь, чтобы добраться до больших городов и магазинов, где можно купить запчасти.
С завершением реконструкции шоссе этой работы, понятно, поубавится. Как лишится «точки службы» и наряд дорожной полиции, который пока неизменно дежурит на одном участке развилки, ведущей в сторону Усть-Каменогорска. Иной водитель по невнимательности не станет объезжать по кольцу этот сложный перекресток, а сразу сворачивает налево. Тем самым едет по встречке пару сотен метров. Полицейский же патруль для того там и дежурит, чтобы ловить таких зазевавшихся водителей, спешащих куда-нибудь на Алаколь. Этих полицейских даже прозвали «властелинами кольца». Но при прокладке шоссе этот замысловатый участок изменят и упростят проезд.
Собирались открыть движение по шоссе к летнему туристическому сезону 2021 года. Но подрядчик оптимизировал процесс, и его представители обещают пустить машины по новому дорожному полотну уже до конца 2020 года. Хотя бы до Учарала или Аягоза.
Полностью же сдать объект, то есть установить ограждения и разделительные полосы, знаки, указатели, приборы освещения сложных участков и развязок и нанести дорожную разметку планируют в 2022 году. Обещают, что без ремонта дорога простоит не менее десяти-пятнадцати лет. А о том, какие сюрпризы и поразительные открытия нас ждали в конце этой дороги, – продолжение следует. Движемся дальше...
Ярослав ШЕЛЕПОВИЧ. Фото автора. Трасса Алматы – Усть-Каменогорск
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть