Примерное время чтения: 7 минут
68

По черно-белому шоссе

Ярослав ШЕЛЕПОВИЧ / из газетных материалов

С чего началось наше путешествие к месту уникальных исторических изысканий

Мы часто сравниваем жизнь с дорогой, находя эту метафору наиболее верной, чтобы передать суть движения человека по времени. Наши дороги – зеркало нашей жизни. Они будто отражают: не всё бывает гладко, и есть ямы. Есть объезды, и есть привалы. «Дороги трудны, но плохо без дорог» – как пел незабываемый Юрий Визбор. [газетная статья]

Многострадальное и, пожалуй, самое непредсказуемое шоссе, соединяющее южную казахстанскую столицу с восточной частью страны, переживает новое рождение. И наверняка вскоре преобразится, словно наша благополучная, обеспеченная и беззаботная жизнь

ПУТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ

Путешествие по нашему казахстанскому шоссе – путь, полный загадок и приключений. И собираясь в поездку, никогда нельзя загадывать на время. Известно только расстояние. Да и то – не точно. А сколько того времени потребуется, чтобы, преодолевая то ровные и «белые» участки дороги, то буквально проваливаясь и виляя в ее «черных» колдобинах, добраться до пункта назначения, знает, видимо, лишь ангел-хранитель. И пренебрегать его незримым присутствием крайне нерационально. Дабы обстоятельства не привели в символический придорожный некрополь тех, кто не доехал и никогда уже не преодолеет эту без малого тысячу километров...

Так вышло, что шоссе Алматы – Усть-Каменогорск оказалось моим самым изъезженным из всех других направлений Казахстана: Алаколь, Зайсан, Бухтарма, Белуха. Сибирь, наконец. Видел, как эту дорогу от сезона к сезону крошили и разбивали время и большегрузы. Как от советского еще асфальта оставались клочки да рваные края ухабов и дыр. Как из ямы в яму переползали караваны машин, а травмированные их собратья глотали пыль, зализывая раны на обочинах.

Ныне это все в прошлом, хотя бы от Алматы до Капчагая и далее до Талдыкоргана: уже две с половиной сотни километров образцового и достаточно безопасного скоростного пути. А далее – до Учарала и Алаколя, до Аягоза, Калбатау и самого Усть-Каменогорска – мечта. Но зримая и очень даже сбыточная, хоть и долгожданная.

Фото: из газетных материалов/ Ярослав ШЕЛЕПОВИЧ.

Оставшиеся 763 километра – пока все то же суровое испытание на прочность. Но уже с мелкими бонусами в виде фактически заново построенных участков. На них можно перевести дух. Главное – не увлечься. Потому что хорошее заканчивается так же внезапно, как и появляется.

С 2018 года работы здесь ведут китайская компания CITIC Construction (как основной подрядчик), компании «К-Дорстрой» и Todini Central Asia. Контролируют качество работ «ГК Инжиниринг» и ZS Enginering.

Фото: из газетных материалов/ Ярослав ШЕЛЕПОВИЧ.

Новое шоссе уже обогнуло Сарканд, пройдет в стороне от поселков Койлык, Шынкожа, Ушбик и города Аягоз, чем облегчит жизнь и водителям, и местному народу. Реконструкция – это еще и шесть мостов через реки и три путепровода через железную дорогу, 11 освещаемых развязок, 276 труб для пропуска воды. И обустройство площадок отдыха, и автопавильоны с сопутствующей инфраструктурой рядом с населенными пунктами.

РОМАНТИКИ БОЛЬШИХ ДОРОГ

Работы продолжали, несмотря на погоду и пандемию. Строили основное шоссе, при этом прокладывали и временные объездные пути. Чтобы не прерывать автомобильное сообщение на трансграничном направлении, фактически проложили параллельную дорогу: где-то по целине, а где оказалось возможным, соскребли старый асфальт и его же использовали для временного дорожного покрытия.

Фото: из газетных материалов/ Ярослав ШЕЛЕПОВИЧ.

Не скажу, что это серьезно повлияло на скорость и безопасность. Тем более эти же дороги используют сами строители для доставки грузов и людей на объекты, переброски тяжелой техники. Поэтому покрытие страдает, быстро деградирует, пылит и расползается. Редкие здесь поселковые эстэошки дорога какое-то время еще покормит.

На памяти местного автослесаря и механика Ромы из села Кабанбай, которое местные привычно называют Андреевкой, сотни, если не тысячи автомобилей, потерявших на этих дорогах всякую способность передвижению. По марке, году выпуска и направлению движения он уже способен предположить, какие увечья, скорее всего, получила машина.

Водители считают его кудесником: порой «лечит» железных коней иностранного происхождения подручными железяками, но дает возможность своим ходом продолжить путь, чтобы добраться до больших городов и магазинов, где можно купить запчасти.

Фото: из газетных материалов/ Ярослав ШЕЛЕПОВИЧ.

С завершением реконструкции шоссе этой работы, понятно, поубавится. Как лишится «точки службы» и наряд дорожной полиции, который пока неизменно дежурит на одном участке развилки, ведущей в сторону Усть-Каменогорска. Иной водитель по невнимательности не станет объезжать по кольцу этот сложный перекресток, а сразу сворачивает налево. Тем самым едет по встречке пару сотен метров. Полицейский же патруль для того там и дежурит, чтобы ловить таких зазевавшихся водителей, спешащих куда-нибудь на Алаколь. Этих полицейских даже прозвали «властелинами кольца». Но при прокладке шоссе этот замысловатый участок изменят и упростят проезд.

Собирались открыть движение по шоссе к летнему туристическому сезону 2021 года. Но подрядчик оптимизировал процесс, и его представители обещают пустить машины по новому дорожному полотну уже до конца 2020 года. Хотя бы до Учарала или Аягоза.

Фото: из газетных материалов/ Ярослав ШЕЛЕПОВИЧ.

Полностью же сдать объект, то есть установить ограждения и разделительные полосы, знаки, указатели, приборы освещения сложных участков и развязок и нанести дорожную разметку планируют в 2022 году. Обещают, что без ремонта дорога простоит не менее десяти-пятнадцати лет. А о том, какие сюрпризы и поразительные открытия нас ждали в конце этой дороги, – продолжение следует. Движемся дальше...

Ярослав ШЕЛЕПОВИЧ. Фото автора. Трасса Алматы – Усть-Каменогорск

Оцените материал
Оставить комментарий (0)