aif.ru counter
63

Я уверен: он – герой

У поверженного Рейхстага. Слева направо: Мелитон Кантария, Михаил Егоров, Рахимжан Кошкарбаев, Степан Неустроев.
У поверженного Рейхстага. Слева направо: Мелитон Кантария, Михаил Егоров, Рахимжан Кошкарбаев, Степан Неустроев. © / из газетных материалов

Но его золотая звезда до сих пор не взошла

Российский режиссер Константин Харалампидис приступает к съемкам документального фильма «Батыры великой отечественной: Рахимжан Кошкарбаев, Григорий Булатов». Цель фильма – не просто рассказать о том, как два бойца были в числе тех, кто водрузил свое знамя над рейхстагом. Но и отдать им заслуженные почести – добиться присвоения Рахимжану Кошкарбаеву звание героя РФ, а Григорию Булатову – Халык Каһарманы. [газетная статья]

-
- Фото: из газетных материалов

Проект оценил экспертный совет при государственном центре поддержки национального кино Казахстана и межведомственная комиссия, по решению которых фильм киностудии «2-М» получит государственное финансирование.

Мы попросили рассказать о предстоящей работе режиссера Константина Харалампидиса.

Константин Харалампидис.
Константин Харалампидис. Фото: из газетных материалов

ВОССТАНОВИТЬ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

– О Рахимжане Кошкарбаеве и Григории Булатове уже сказано, написано и снято немало. Есть свидетельства, архивные документы о том, что они совершили на войне, о том, как Кошкарбаев штурмовал Рейхстаг. Что нового узнает зритель из вашего фильма?

– Если думать о том, как удивить новизной, то этот путь приведет в тупик. Можно говорить о Кошкарбаеве стоя на голове или отжимаясь на одной руке. Цель же не в этом! Мы не ставим перед собой задачу рассказать эту историю так, как ее никто не рассказывал. Мой личный мотив как режиссера – сделать работу, которая сослужит добрую службу реальным человеческим судьбам. В каком смысле? Этим двум людям, Кошкарбаеву и Булатову, которые вместе водрузили наше знамя на фасаде Рейхстага, им должны присвоены соответствующие их подвигу звания. Эта история о восстановлении справедливости по отношению к ним.

Рядовой Григорий Булатов, сын полка. В 1945 году ему было 19 лет.
Рядовой Григорий Булатов, сын полка. В 1945 году ему было 19 лет. Фото: из газетных материалов

– Как вы будете этого добиваться посредством кино?

– Приходится признать, что к теме Великой Отечественной войны сегодняшнее поколение относится очень формально. Мол, да, была такая история, но это было давно. К тому же появилось огромное количество лжепатриотов, которые формализируют эту историю – лозунгами, всевозможными акциями. Это тоже отодвигает молодежь от святой темы. Мы же хотим, чтобы наше кино было обращено прямо к сердцу зрителя, чтобы он прочувствовал: человек проливал кровь, отдавал свою жизнь, совершал подвиг и тем самым дал возможность появиться на свет будущим поколениям. Но если говорить откровенно, сегодня многие молодые люди этого не понимают. Ведь как сегодня снимается кино о войне? Да, актеров рядят в военную форму того времени, используют оружие и т. д. Но перед нами на экране человек с современной психологией, манерами, ужимками, юмором и свойственным ему в сегодняшней жизни цинизмом. И эту современность являет не только актер, но и режиссер, и сценарист. Оказывается, нужно объяснять создателям картины, что это была другая эпоха, другие люди жили в ней. У них были иные устремления. А мне бы хотелось раскрыть зрителю именно им свойственные мотивы, стремления, их радости и печали. И в конце концов, самое главное – понимание того, что они не могли поступить иначе. А иначе зачем жить, если не совершить подвиг. Вот психология наших героев.

Газета «Воин Родины».
Газета «Воин Родины». Фото: из газетных материалов

ОНИ И ЕСТЬ – «БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК»

– Известно, что в проекте примут участие внук Рахимжана Кошкарбаева, Даурен и актер Василий Лановой. Какие роли вы им отвели в фильме?

– Мне бы хотелось, чтобы в этой работе Даурен прошел вместе со мной, как с режиссером, весь исследовательский путь. Даурен знает, конечно, что его дед герой. Он знает отчасти историю, которая связана с Рахимжаном Кошкарбаевым. Ему рассказали обо всем его мать, друзья деда, с которыми мы тоже, безусловно, будем общаться. Но чтобы ощутить эту историю, прочувствовать, Даурену нужно пройти этот путь самому. Не просто рассказать в кадре о том, что да, мой дед был героем, а узнать в деталях, в подробностях, как все было. Это важно для молодого поколения. Разве участники той войны не хотели жить больше и так же хорошо, как этого хотят современные люди? Но они были готовы стоять насмерть за свою страну, свое отечество, свою землю. Второй важный момент: Даурен должен принимать участие в проекте, который призван поставить вопрос о награждении наших героев. И третье: очень важно показать интернационализм, который реально присутствовал в нашей общей стране. Эта тема должна также идти красной нитью. И особенностью этой картины будет участие в фильме народного артиста России Василия Семеновича Ланового, который тоже расскажет о подвиге Кошкарбаева и Булатова. И поскольку Василий Семенович является сопредседателем «Бессмертного полка России», то его участие в проекте очень важно. Потому что Булатов и Кошкарбаев – это и есть «Бессмертный полк». Еще одна важная задача – показать жизнь Рахимжана Кошкарбаева после войны. Нужно ли было самому Кошкарбаеву признание его героического поступка? Понимаете, прежде чем приступить к проекту, я провел значительную работу и убежден, что, судя по его характеру, ему памятник при жизни не нужен был. И это главная отличительная черта любого героя.

Поверженный рейхстаг.
Поверженный рейхстаг. Фото: из газетных материалов

– Как бы вы это назвали? Скромность, достоинство?

– Конечно. Цель – не памятник, цель – родину защитить. Но какая-то несправедливость, связанная с умалчиванием исторических процессов, есть. И тогда и сейчас есть люди, которые не воевали, не страдали, а стряпали и сооружали схемы, чтобы улучшить свои собственные материальные условия жизни. Кошкарбаева не устраивало именно то, что человек способен создавать эти самые схемы в угоду собственным интересам. Вот эта несправедливость приводила его в отчаяние. Но это было не личностное. Понимаете, о чем я говорю? Это было больше направлено к самой жизни, к тому, как несовершенен человек.

– Какие важные кадры мы увидим в этом фильме? Возможно, какие-то архивные данные вы обнародуете впервые?

– Да, мы будем работать с архивными документами, будем снимать в Москве все сохранившиеся знамена, которые стали символами нашей победы над поверженным Рейхстагом. Планируем записать интервью с человеком, который является хранителем этого музея. Мы постараемся восстановить эту историю доподлинно. Вы же знаете, что версий того, что происходило у Рейхстага, очень много, также как и количество самих знаменосцев. Но везде, замечу, упоминается Кошкарбаев. И повторюсь: наша задача – на основе документов, живых свидетельств максимально восстановить эту историю.

– Как вы намерены добиваться присвоения званий героев? Как кино может помочь в этом?

– А зачем снимать кино, если оно не выполнит высокой задачи? Во-первых, я говорил о роли Василия Ланового в этой картине. Он не просто замечательный актер и народный артист России, а человек, который, повторюсь, возглавляет движение «Бессмертный полк России». Человек, который знает о том, что совершили Кошкарбаев и Булатов, он четко понимает, что подвиг был. И он один из тех, кто будет принимать в этом участие, будет помогать нам ставить этот вопрос перед теми людьми, которые должны ответить на него. Это очень важно. А дальше будем показывать наш фильм в школах на уроках мужества. И надеюсь, что молодые люди – школьники, студенты да и их мамы с папами – тоже узнают историю настоящих героев. Увидят разницу между собой и ими. И захотят изменить себя, свою жизнь, свое отношение к отечеству. И это тот случай, когда я снимаю не для того, чтобы снимать, а потому что не могу не снять эту картину.

Константин МАСКАЕВ

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество