75

Театральный роман Азербайжана Мамбетова

Азербайджан Мамбетов, Олег Ефремов, Георгий Товстоногов, Галина Волчек и другие известные театральные деятели.
Азербайджан Мамбетов, Олег Ефремов, Георгий Товстоногов, Галина Волчек и другие известные театральные деятели. из газетных материалов

В КАЗАХСТАНЕ ВЫШЛА НОВАЯ БИОГРАФИЧЕСКАЯ КНИГА ПИСАТЕЛЬНИЦЫ НАЗЫМ САПАРОВОЙ «АЗЕРБАЙЖАН МАМБЕТОВ: ПУТЬ К СЛАВЕ». ПОСВЯЩЕНА ОНА РЕЖИССЕРУ ТЕАТРА И КИНО, ГОРДОСТИ КАЗАХСТАНА – АЗЕРБАЙЖАНУ МАМБЕТОВУ (1932-2009). [газетная статья]

Его спектакли, которые всегда шли с аншлагом, сделали Казахский Государственный академический театр драмы имени Мухтара Ауэзова заметным и узнаваемым в театральной среде бывшего СССР, а постановки в Казахском музыкально-драматическом театре имени Калибека Куанышбаева стали знаковыми и эталонными для театральной общественности новой столицы Казахстана. Вот что нам рассказала автор только что вышедшей книги.

– Назым, в чем заключается специфика режиссерской работы Азербайжана Мамбетова?

– Во-первых, его московское образование – он окончил режиссерский факультет ГИТИСа, где были лучшие преподаватели-театроведы, которые имели также опыт режиссерской работы. Во-вторых, система Станиславского, главный постулат которой: «О человеке, для человека, через человека». И в-третьих, личное дарование Азеке, которое, вкупе со всем перечисленным, и позволило ему стать великим режиссером.

– Почему на взлете своей карьеры Азербайжан Мамбетов был вынужден уйти из драмтеатра им. Ауэзова?

– Конфликта с труппой как такового, я считаю, не было. Были и всегда присутствуют зависть, наговоры, интриги. Один из актеров театра имел покровителя среди чиновников, усилиями которого было организовано сокращение единицы художественного руководителя театра. А это было в корне неверным решением. В задачи художественного руководителя входят функции и обязанности, основными из которых является не только общее руководство театром, но и главное – творческая и производственная деятельность коллектива, а также обеспечение художественного качества репертуара, определение готовности спектаклей, ведение работы с авторами и т. д. Одной из важных функций было развитие творческих связей с коллективами предприятий, учреждений, организаций, с целью пропаганды театрального искусства. Лишившись Мамбетова, театр скатился вниз в рейтинге театров СССР с 3-го места на 55-е или даже ниже. Сам Азеке создавал шедевры на сцене, что способствовало привлечению в театр массового зрителя. Организовывал участие труппы в театральных фестивалях не только в Москве, но и за рубежом. После ухода Азеке из театра им стал руководить актер, который взял на себя не только художественную часть, но и хозяйственную. И как результат, много бюджетных средств попросту испарилось. Пришло в упадок все: и работа, и спектакли, и реквизит. Налицо итог неверного решения Министерства культуры в 1990-е годы. А труппа безмолвно подписала предложенное заявление, побоявшись преследований со стороны тогдашнего министра. Иначе как предательством это не назовешь.

– Как Азербайжан Мадиевич ощущал себя в роли кинорежиссера? Хотел ли снимать новые фильмы?

– Азеке снимал кинофильмы с самого начала своей творческой деятельности. Его первый фильм был «Крылья песни» (1966), затем «Струны столетий» (1970) и другие. Самыми яркими и интересными стали фильмы «Кровь и пот» (1978) по Абдижамилю Нурпеисову и «Гонцы спешат» (1980) по одноименной книге Ануара Алимжанова. Его фильмы получали первые призы на различных кинофестивалях: например, в Ташкенте и Вильнюсе.

Если говорить о его планах в кинематографии, можно вспомнить, что примерно в 1993 году Азеке планировал снять многосерийный фильм в соавторстве с Булатом Мансуровым «Путь Абая» по трилогии Мухтара Ауэзова. Но интриги и злословие опять сыграли разрушительную роль в его жизни. В итоге средства на фильм выдали другому режиссеру, снявшего двухсерийный фильм, который никто из зрителей не заметил. Таким образом, казахстанцы потеряли возможность увидеть первый сериал, режиссером которого был бы Мамбетов.

– Какие качества характера позволили Азербайжану Мамбетову достичь театральных высот?

– Сам себя Азеке никогда не хвалил и разговоров о себе не заводил. Его отличали скромность и простота в общении. Н о и в обиду себя никогда не давал. Его побаивались оппоненты, потому что он был прямолинеен и резок в суждениях. Никогда не опускался до сплетен и интриг, предпочитая правду, а не лесть или подхалимство. Про таких людей говорят: сильный характер. Режиссер должен быть именно таким, иначе за ним не пойдут актеры, не будут прислушиваться к его мнению и вышестоящие чиновники. Так Азеке и прожил жизнь: гордо и честно. Ничего не прося у власти, с открытыми помыслами и душой. Не ругался ни с кем, хотя мог сказать резкое слово. И его последняя труппа в театре им. К. Куанышбаева – молодые ребята, пришедшие из театрального института, обожают Азеке как отца. Они горды тем, что он прикоснулся к их душам, благословил их и вложил в них крупицу своего таланта. Им сейчас за 40, они уже взрослые люди и сами становятся звездами.

Его огромная личная заслуга перед страной в том, что он поднял Ауэзовский театр на небывалую высоту. Шутка ли, этот театр был третьим в Союзе. Целью мастера было – чтобы о Казахстане в мире знали как о театральной стране.

Олег БЕЛОВ

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество