Примерное время чтения: 3 минуты
650

Сайра-рок!

УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ САЙРАМБЕК ЖЕКСЕМБИ. МУЗЫКАНТАМ И ЛЮБИТЕЛЯМ МУЗЫКИ ОН БЫЛ ИЗВЕСТЕН КАК АЛМАТИНСКИЙ КОМПОЗИТОР САЙРАШ. [газетная статья]

Мы познакомились с ним осенью 1971 года, когда вместе поступили на физфак тогдашнего Казахского государственного университета. Тогда нас, только поступивших первокурсников, отправляли на сельхозработы. Мы стояли возле главного корпуса университета и ждали автобус. Какая-то мамочка за ручку привела своего сына, сказала, что его зовут Сайраш, и попросила присматривать за ним. Она поставила его возле колонны и ушла. Присматривать особо и не пришлось. Ее сынок молча и без движения простоял, прислонившись к колонне, часа полтора, пока не приехал автобус.

Этот тихий и молчаливый юноша на первом курсе был совершенно незаметен. Метаморфозы начались потом… Оказалось, что внешне неприметный парень отличается нестандартным мышлением, увлекается рок-музыкой и поет под гитару. Увлечение рок-музыкой его совершенно преобразило. Чтобы наглядно представить насколько, можно посмотреть видео концертов Queen. Обычно к концу выступления с Фредди Меркьюри ручьем лил пот, он обнажал торс и демонстрировал свою мускулистую и волосатую грудь. И каждый раз этот коронный прием великого певца напоминал мне яркий эпизод из студенческой жизни.

В 1975 году в спортивном зале физфака в Алма-Ате, который тогда был на УКК (угол Комсомольской и Космонавтов), стали проводить дискотеки. Большой, темный зал. На сцене ансамбль «Гравитон». В зале – толпа студентов. Вдруг на ярко освещенную сцену выбегает Сайраш с шевелюрой а-ля Анжела Дэвис, босиком, в джинсах и белой рваной майке, и начинает по-английски петь. По-английски – это громко сказано: просто выкрикивать под музыку отдельные слова и фразы. Ничего не понятно, но ритм рока, сильный голос, абсолютная раскованность певца и невиданная тогда манера исполнения заводили и зажигали толпу. Кто-то выкрикнул:

– Сайра-рок!

И мы все вместе, как девочки чирлидинга из группы поддержки, хлопали в ладоши, топали ногами и орали во всю силу легких:

– Сайра -рок! Сайра-рок!

А Сайраш на сцене, купаясь в лучах мимолетной славы, разорвал на себе майку и, обнажив мускулистую волосатую грудь, бегал и прыгал по сцене с микрофоном и катался по полу… А не позаимствовал ли у него Фредди Меркьюри эти приемчики?

И вот прошло почти 50 лет. Мы проводили Сайраша в последний путь на Кенсай. В последние годы ему нравилось чувствовать себя не столько физиком и бизнесменом, сколько музыкантом и композитором – Sairash Composer. А точнее – мелодимейкером.

Как близко его знавший, понимаю, что истоки его музыкальности тянутся из тех 70-х. В аспирантуре они были заглушены физикой, затем бизнесом, а потом вырвались наружу. Как он говорил: «Мелодия рождается голой». В содружестве с известными казахстанскими музыкантами Виктором Хоменковым, Александром Шевченко, Евгением Журкиным, Маратом Бисенгалиевым, Далером Халиловым устраивал концерты и один за другим записывал музыкальные диски. Большая их часть посвящена родной стране. Это своеобразная музыкальная галерея различных уголков Казахстана.

Он никогда не был сторонником официоза и чопорности. Наоборот, был искренним, веселым и компанейским. Поэтому и в этих поминальных строках хочется избежать пафоса.

На прощальном вечере речи лились рекой – каждый родственник, друг или просто знакомый, вспоминая эпизоды об усопшем, говорили о его талантах с теплотой и восхищением. Вспоминали годы учебы в аспирантуре в Москве, эпоху дикого капитализма в Казахстане, увлечение музыкой, рожденных сыновей, построенные дома, посаженные деревья, записанные музыкальные диски. Талантливый человек талантлив во всем. Я же, вспоминая годы нашей молодости, с повлажневшими вдруг глазами повторял про себя: «Сайра-рок… Сайрарок… Сайра-рок».

Мурат УАЛИ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых