УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ САЙРАМБЕК ЖЕКСЕМБИ. МУЗЫКАНТАМ И ЛЮБИТЕЛЯМ МУЗЫКИ ОН БЫЛ ИЗВЕСТЕН КАК АЛМАТИНСКИЙ КОМПОЗИТОР САЙРАШ. [газетная статья]
Мы познакомились с ним осенью 1971 года, когда вместе поступили на физфак тогдашнего Казахского государственного университета. Тогда нас, только поступивших первокурсников, отправляли на сельхозработы. Мы стояли возле главного корпуса университета и ждали автобус. Какая-то мамочка за ручку привела своего сына, сказала, что его зовут Сайраш, и попросила присматривать за ним. Она поставила его возле колонны и ушла. Присматривать особо и не пришлось. Ее сынок молча и без движения простоял, прислонившись к колонне, часа полтора, пока не приехал автобус.
Этот тихий и молчаливый юноша на первом курсе был совершенно незаметен. Метаморфозы начались потом… Оказалось, что внешне неприметный парень отличается нестандартным мышлением, увлекается рок-музыкой и поет под гитару. Увлечение рок-музыкой его совершенно преобразило. Чтобы наглядно представить насколько, можно посмотреть видео концертов Queen. Обычно к концу выступления с Фредди Меркьюри ручьем лил пот, он обнажал торс и демонстрировал свою мускулистую и волосатую грудь. И каждый раз этот коронный прием великого певца напоминал мне яркий эпизод из студенческой жизни.
В 1975 году в спортивном зале физфака в Алма-Ате, который тогда был на УКК (угол Комсомольской и Космонавтов), стали проводить дискотеки. Большой, темный зал. На сцене ансамбль «Гравитон». В зале – толпа студентов. Вдруг на ярко освещенную сцену выбегает Сайраш с шевелюрой а-ля Анжела Дэвис, босиком, в джинсах и белой рваной майке, и начинает по-английски петь. По-английски – это громко сказано: просто выкрикивать под музыку отдельные слова и фразы. Ничего не понятно, но ритм рока, сильный голос, абсолютная раскованность певца и невиданная тогда манера исполнения заводили и зажигали толпу. Кто-то выкрикнул:
– Сайра-рок!
И мы все вместе, как девочки чирлидинга из группы поддержки, хлопали в ладоши, топали ногами и орали во всю силу легких:
– Сайра -рок! Сайра-рок!
А Сайраш на сцене, купаясь в лучах мимолетной славы, разорвал на себе майку и, обнажив мускулистую волосатую грудь, бегал и прыгал по сцене с микрофоном и катался по полу… А не позаимствовал ли у него Фредди Меркьюри эти приемчики?
И вот прошло почти 50 лет. Мы проводили Сайраша в последний путь на Кенсай. В последние годы ему нравилось чувствовать себя не столько физиком и бизнесменом, сколько музыкантом и композитором – Sairash Composer. А точнее – мелодимейкером.
Как близко его знавший, понимаю, что истоки его музыкальности тянутся из тех 70-х. В аспирантуре они были заглушены физикой, затем бизнесом, а потом вырвались наружу. Как он говорил: «Мелодия рождается голой». В содружестве с известными казахстанскими музыкантами Виктором Хоменковым, Александром Шевченко, Евгением Журкиным, Маратом Бисенгалиевым, Далером Халиловым устраивал концерты и один за другим записывал музыкальные диски. Большая их часть посвящена родной стране. Это своеобразная музыкальная галерея различных уголков Казахстана.
Он никогда не был сторонником официоза и чопорности. Наоборот, был искренним, веселым и компанейским. Поэтому и в этих поминальных строках хочется избежать пафоса.
На прощальном вечере речи лились рекой – каждый родственник, друг или просто знакомый, вспоминая эпизоды об усопшем, говорили о его талантах с теплотой и восхищением. Вспоминали годы учебы в аспирантуре в Москве, эпоху дикого капитализма в Казахстане, увлечение музыкой, рожденных сыновей, построенные дома, посаженные деревья, записанные музыкальные диски. Талантливый человек талантлив во всем. Я же, вспоминая годы нашей молодости, с повлажневшими вдруг глазами повторял про себя: «Сайра-рок… Сайрарок… Сайра-рок».
Мурат УАЛИ
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть