ДЕТИ, РОЖДЕННЫЕ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ, ОБЛАДАЮТ ОСОБОЙ СТОЙКОСТЬЮ. В ФЕВРАЛЕ ЭТОГО ГОДА ВАЛЕРИИ КРЫМСКОЙ, ВЕДУЩЕЙ АКТРИСЕ ТЕАТРА ИМ. НАТАЛИИ САЦ, ИСПОЛНИЛОСЬ 80 ЛЕТ. ОНА ДО СИХ ПОР ИГРАЕТ НА СЦЕНЕ. [газетная статья]
– Валерия Георгиевна, как прошло ваше раннее детство, выпавшее на годы войны?
– Мои родители перебрались накануне войны в Курган. Они поженились в мае 1941 года. Когда Левитан объявил о начале войны, мама была уже беременна. Я родилась 27 февраля 1942 года. Отец повел маму рано утром в единственный в Кургане роддом, взял с собой бутылку спирта и одеяло, на случай если роды начнутся в дороге. Позже мама говорила мне, что если бы не моё рождение, то она бы обязательно ушла на фронт. Отец был пилотом-инструктором. Осенью 1942 года он ушёл воевать. В 1943 имел уже два ордена. Маму со мной забрала к себе в Свердловск моя бабушка. Помню, мама брала меня в молочную кухню. Она садила меня на подоконник, пока стояла в очереди, и я иногда пела строчку «Тёмная ночь, только пули свистят по степи». Некоторые женщины начинали плакать. У меня также сохранилось яркое воспоминание о Дне Победы. Наш дом был недалеко от ботанического сада, откуда палил салют. Все мои родные радовались и плакали от радости, а я кричала от страха, потому что была очень напугана внезапной канонадой. С той поры у меня неприятие любых петард и салютов.
– Вам пришлось обучаться в Свердловском театральном институте на вечернем отделении?
– Частично. Вначале я училась на вечернем отделении, и нам очень не хватало спецпредметов – актерского мастерства и сценической речи. Тогда мы написали министру культуры Екатерине Фурцевой о возникшей проблеме. К нашему удивлению, она быстро решила вопрос. Нас перевели на дневное отделение и даже назначили довольно большую по тем временам стипендию – 20 рублей. Я считаю, что на актеров и режиссеров нельзя обучаться на вечерних курсах. После работы у людей не остается сил на учебу.
– Почему вы выбрали Казахстан?
– Мне всегда была интересна эта республика. В Казахстан я приехала по распределению. Получила приглашение от Русского ТЮЗа в Алма-Ате. Но мои преподаватели сказали, что если я попаду в ТЮЗ, то уже никогда не выберусь в драмтеатр. И мне порекомендовали срочно переоформить документы в Павлодарский драмтеатр имени Чехова, который в то время очень котировался. Мне помогли туда устроиться. Когда приехала в Павлодар, то вскоре выяснилось, что я там никому особенно не нужна. Дело в том, что труппа съездила на гастроли в Москву, их там расхвалили и расхватали по разным столичным театрам.
К счастью, в Алма-Ате обо мне не забыли. Главный режиссер ТЮЗа Григорий Жезмер через год написал мне, что наша договорённость остается в силе. К тому времени там готовился спектакль «Мой брат играет на кларнете» по пьесе Анатолия Алексина, и мне предложили главную роль. Естественно, я согласилась и посреди сезона, 31 января, прибыла на место. И с 1969 года театр им. Наталии Сац стал моей судьбой.
Олег БЕЛОВ