Примерное время чтения: 6 минут
142

Мастер широкого профиля

Алматинские уроки Владимира Меньшова

БОЛЬШИНСТВУ ЛЮДЕЙ ИЗ СТРАН БЫВШЕГО СССР ВЛАДИМИР МЕНЬШОВ ИЗВЕСТЕН КАК БЛЕСТЯЩИЙ РЕЖИССЕР И АКТЕР. НО ОН ТАКЖЕ ПРОСЛЫЛ И ПРЕКРАСНЫМ ПЕДАГОГОМ, КОТОРЫЙ СТРЕМИЛСЯ ПЕРЕДАТЬ СВОИ ЗНАНИЯ НОВЫМ ПОКОЛЕНИЯМ КИНЕМАТОГРАФИСТОВ. В КОНЦЕ 2016 ГОДА ВЛАДИМИР ВАЛЕНТИНОВИЧ ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ В ЖЮРИ АЛМАТИНСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ СТУДЕНЧЕСКОГО И ДЕБЮТНОГО КИНО «БАСТАУ». О ЕГО ПОСЛЕДНЕМ ПРИЕЗДЕ В КАЗАХСТАН НАМ РАССКАЗАЛ КОЛЛЕГА ПО КИНОЦЕХУ СЕРГЕЙ АЗИМОВ. [газетная статья]

КОГДА ПРОФЕССИЯ – СУДЬБА

– Сергей Жумабаевич, чья была идея пригласить Владимира Меньшова на кинофестиваль «Бастау» в Алматы?

– Это коллективное решение оргкомитета фестиваля, в который входили арт-директор Диана Ашимова и моя дочь Дария Азимова.

– Насколько легко Владимир Валентинович согласился на визит в Казахстан?

– Он всегда был очень занят. Но когда мы прислали ему приглашение, каких-то проблем у нас не возникло. У него был значительный интерес к молодому кино и преподаванию. Мне кажется, это идет от личностных качеств Меньшова. Очень важно, когда большой и честный режиссер абсолютно точно понимает предназначение своей профессии. Режиссура – не только создание фильмов, это еще и смыслообразующая профессия.

Благодаря своей биографии Владимир Валентинович стал ярким примером того, как преодолевать трудности на пути к своему предназначению. Скромный провинциал из Астрахани покорил не верящую слезам Москву и добился там выдающегося успеха. Не потому, что он получил «Оскара». Это скорее пример того, что удачно сошлись звезды. Его главный успех в том, что он стал большим режиссером, хотя первоначально закончил актерский факультет школы-студии МХАТ. В тот момент он не побоялся выбрать новую колею и пошел учиться на режиссера.

Владимир Меньшов окончил аспирантуру при кафедре режиссуры во ВГИКе. Причем он обучался в мастерской не только большого режиссера, но и выдающегося педагога Михаила Ромма. Этот человек открыл для советской режиссуры такие громкие имена, как Кончаловский, Тарковский, Шукшин, Абдрашитов. Владимир Валентинович своей жизнью показал, что режиссура – не только профессия, но и характер. Он умел делать шаги вопреки обстоятельствам. Одна из первых его картин «Розыгрыш» о проблемах молодежи была очень удачной и показала, что он на верном пути. И затем каждая его картина становилась настоящим поступком.

– Насколько доступным Владимир Меньшов был для студентов во время фестиваля?

– Регалии этого режиссера и его председательство в жюри не стали барьером для общения с молодыми кинематографистами. Егомастер-класс и рассказ о профессии стали одной из самых запоминающихся страниц «Бастау». Это было очень нужным и полезным, когда из уст такого мэтра и педагога звучали слова о миссии кинематографистов. Мастер-класс, который должен был длиться от силы пару часов, закончился значительно позже. Получился серьезный разговор о профессии от человека, который во многом сделал себя сам.

ЧЕСТНЫЙ ВЗГЛЯД НА ЖИЗНЬ

– Каким он был в общении со студентами, демонстрировал ли в тот период присущую ему строгость?

– Прямолинейность и жесткость – это то, чего порой не хватает в сфере кинематографа. Когда ты говоришь честно со своими коллегами и называешь вещи своими именами, то быстрее добиваешься цели. Он не заигрывал со студентами и призывал их прямо высказывать свою точку зрения, свое понимание, отношение не только к кино, но и к окружающей жизни. Он честно говорил о проблемах, которые происходят в его родной стране. А ведь Россия исторически очень близка Казахстану, и просматривались многие аналогии. Владимир Меньшов не был сторонником капиталистического пути развития и прямо говорил об огромных потерях, в том числе и в культуре, которые произошли в 90-е годы.

Своим примером он показывал, что режиссер должен иметь свою гражданскую позицию. Владимир Меньшов был против творческой отстраненности и дистанцирования от того, что происходит в стране. Он призывал быть неравнодушными людьми. В нем всегда чувствовалась боль из-за того, что все происходит не так, как надо. Это были очень важные уроки, которые он преподал нашим студентам.

– Удалось ли ему тогда посмотреть Алматы, побывать в горах?

– Во время фестиваля у нас абсолютно не было времени на отдых. Просмотры конкурсных работ, мастер-классы, встречи с кинематографистами. Но благодарная судьба, как в кино, неожиданно отблагодарила Владимира Валентиновича и подарила ему день отдыха.

Когда мы закончили фестиваль, после церемонии награждения он должен был улететь в Москву рано утром. Но так случилось, что водитель-волонтер, который должен был отвезти его в аэропорт, не услышал звонка будильника и проспал. Владимир Валентинович, не встретив волонтера в фойе гостиницы, вернулся в номер. Когда члены оргкомитета Диана Ашимова и Дария Азимова приехали утром к нему в гостиницу, он не устраивал скандала, а встретил их с улыбкой. Девушки, чтобы реабилитироваться за прокол, устроили захватывающую экскурсию с посещением «Медео».

Владимир Валентинович улетел на следующее утро и был очень благодарен за неожиданно свалившийся на него день отдыха. Он также сказал, что готов продолжить сотрудничество с нашим фестивалем. В его лице мы получили не только председателя жюри, но друга и соратника.

КСТАТИ

19 апреля 2007 года на церемонии вручении кинонаград, организованной телекомпанией «MTV Россия», Владимир Меньшов отказался вручить приз фильму «Сволочи». Напомним, что фильм рассказывает о школе «Горельник», расположенной в годы войны в окрестностях Алма-Аты. Авторы фильма изобразили ее как центр подготовки подростков-диверсантов, что стало грубой фальсификацией. На самом деле центры подготовки подростков к боевым действиям были в гитлеровской Германии («Гитлер Югенд»). Школа «Горельник» готовила горных стрелков и офицеров из числа красноармейцев. Они сыграли важнейшую роль в битве за Кавказ, а также во время боевых действий в Карпатах.

Когда Владимира Меньшова пригласили на сцену во время церемонии награждения, он бросил конверт с результатами голосования на пол и сказал: «Я надеялся, что пронесет, – не пронесло. Вручать приз за лучший фильм этой картине, достаточно подлой и позорящей, я попросил бы Памелу Андерсон. Я, к сожалению, этого делать не буду. До свидания».

Олег БЕЛОВ. Фото из архива Сергея АЗИМОВА

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых