Примерное время чтения: 4 минуты
241

Лестница в небо

Сатыбалды Нарымбетов.
Сатыбалды Нарымбетов. из газетных материалов

ПЕЧАЛЬНАЯ ВЕСТЬ О БОЛЕЗНИ, А ПОТОМ И О СМЕРТИ САКЕНА-АГА – ТАК МЫ ВСЕ ЕГО НАЗЫВАЛИ – ПРИШЛА О Т ДРУЗЕЙ-КИНЕМАТОГРАФИСТОВ. ОТ НАС УШЕЛ ЧЕЛОВЕК, КОТОРОГО МЫ ВСЕ ЛЮБИЛИ, – ЗА ЕГО ВЕСЕЛЫЙ НРАВ, ДОБРЫЙ ХАРАКТЕР, ТАЛАНТ И ШИРОТУ ВЗГЛЯДОВ. [газетная статья]

Несмотря на все регалии, награды и призы, он никогда не был высокомерным мэтром – наоборот, для всех был другом, приятным собеседником. Не помню, чтобы он куда-то торопился, кого-то прерывал. Сейчас понимаешь, что наверняка у Сатыбалды тоже были важные дела, просто у него был такой характер – посмотреть на тебя с прищуром глаз, улыбнуться и не спеша поговорить.

Сатыбалды Нарымбетов был писателем, который пришел в режиссуру уже не совсем молодым, но легко вписался в эту профессию. Мало кто вспоминает, что после окончания сценарного факультета ВГИК в 1969 году он стал автором сценария знаменитого фильма «Шок иШер» Кано Касымбекова, который был отмечен первым международным призом в казахском кино, а именно «Серебряной нимфой» на МКФ в Монте-Карло в 1972 году. Первопроходцем Сакен-ага стал и в том, что был первым казахским режиссером, удостоенным приза на кинофестивале «Берлинале» в 1995 году за фильм «Жизнеописание юного аккордеониста». Уже двух этих фактов биографии хватило бы, чтобы зазнаться и смотреть на всех свысока, но Сакен-ага таким не был. Он писал книги, сценарии и снимал кино таким, как его понимал и видел.

Мне кажется, в нем всегда была тяга к двум творческим форматам: комедиям и историческим фильмам. Тягу к комедиям он воплотил в фильмах, которые снял после окончания Высших режиссерских курсов в Москве в 1984 году, мастерской Георгия Данелия, одном из лучших комедиографов страны: «Зять из провинции» (1987), «Гамлет из Сузака, или Мамайа Кэро» (1990) и «Омпа» (1998) – смешные истории простых людей. К большим историческим полотнам он пришел позже: «Мустафа Шокай» (2008) и «Аманат» (2015), повествующим о Ермухане Бекмаханове и хане Кенесары.

Моя любимая картина Сатыбалды Нарымбетова – «Молитва Лейлы» (2002), где рассказывается история девочки, которая верит, что силой духа сможет остановить ядерные испытания. Трагедия заключается в том, что она не знает, что атомные взрывы – это не просто ветер и облака пыли. Помню, как Сакен-ага долго искал девочку-подростка на эту роль. И открыл талантливую актрису Аянат Есмагамбетову. Впрочем, открывать таланты – это было его дело. Так, он открыл Азиза Бейшеналиева как глубокого драматического актера, сняв его в главной роли в фильме «Мустафа Шокай» (2008).

И все же главная картина Сатыбалды Нарымбетова – «Жизнеописание юного аккордеониста». Она во многом автобиографична и рассказывает о его послевоенном детстве. В этой картине ему удалось передать и дух сталинских репрессий, и тяжесть послевоенных лет, но главное – историю мальчика, который только-только оторвался от материнской груди (первоклассником в школьную перемену бегает домой, чтобы припасть к маме), а уже как взрослый наблюдает за жизнью его родного поселка. «Жизнеописание юного аккордеониста» – это как «Амаркорд» Феллини, то есть «я вспоминаю». Чернобелая, эстетически выразительная, хорошо придуманная и отлично снятая картина на долгие годы была знаком качества мирового уровня. Кстати говоря, за этот фильм он был награжден французской премией имени кинокритика Жоржа Садуля.

Сакен-ага был скромным человеком. Единственный раз он показал фотографию, снятую в Париже, где на лестнице были написаны имена известных режиссеров, Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, получивших премию Садуля. И там же красовалось его имя – Сатыбалды Нарымбетов. Эта фотография лучше других говорила о том, что его имя вписано в историю мирового кино.

Гульнара АБИКЕЕВА, киновед, кинокритик

Гульнара АБИКЕЕВА.
Гульнара АБИКЕЕВА.
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых