Примерное время чтения: 9 минут
650

Камерная правда Иосифа Будневича

В УШЕДШЕМ ГОДУ СТАРЕЙШЕЕ ИНФОРМАГЕНТСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЗТАГ ОТМЕТИЛО СВОЕ СТОЛЕТИЕ. ФОТОСЛУЖБА ЭТОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ТАСС СЧИТАЛАСЬ САМОЙ МОЩНОЙ В СОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА. ЕЕ КОРРЕСПОНДЕНТЫ РАБОТАЛИ ВО ВСЕХ ОБЛАСТЯХ РЕСПУБЛИКИ. ЕЖЕДНЕВНО АГЕНТСТВО РАССЫЛАЛО ПО РЕДАКЦИЯМ СНИМКИ СВОИХ КОРРЕСПОНДЕНТОВ, ВЕЛА ФОТОХРОНИКУ ТЕКУЩЕЙ ЖИЗНИ. [газетная статья]

Известный отечественный фотомастер Иосиф Львович Будневич проработал в КазТАГе 40 лет. Мне, много лет с ним дружившему, всегда были интересны и вся канва его жизни, и упоительно верный старт творческой биографии мэтра.

С ФОТОАППАРАТОМ ПО ЖИЗНИ

В годы войны Иосиф учился в школе ФЗО при алма-атинском мехзаводе, работал в инструментальном цехе. Завод изготавливал снаряды для фронта.

«Смотрю старые фильмы, и по задним планам, по панорамам узнаю Алма-Ату тех лет, – рассказывал мне Иосиф Львович. – В годы войны в нашем городе было снято более 20 полнометражных художественных фильмов. И я, урывками наблюдая за съемками, страстно захотел стать кинооператором. Позже, когда ВГИК вернулся в Москву, попытался поступить на операторский факультет. Не получилось. Пришлось учиться на киноинженера. Потом взял и сбежал в Алма-Ату. К тому времени у меня другая страсть появилась – фотоаппарат. Стал фотокором Казахского телеграфного агентства в 1949 году. С тех пор фотоаппарат из рук не выпускал».

Долгая репортерская судьба Иосифа Будневича вместила ошеломляюще много. Его без всяких натяжек можно назвать фотолетописцем советского Казахстана. И первых десятилеток независимого тоже. Кажется, ни одно значительное событие в жизни республики не осталось за кадром его фотоаппарата. Первая целинная борозда и пуск первой домны в Темиртау, первые фонтаны нефти и газа на Мангышлаке, приземления первых космонавтов, новостройки Ачисая, Кентау, освоение Кызылкумского массива, начало строительства каскада ГЭС в Восточном Казахстане и Капчагайского водохранилища…

Итого за долгую жизнь в журналистике можно к седым годам удовлетвориться званием мэтра, другими званиями и наградами. Можно создать свою школу с верными учениками и последователями. Можно – книги, в которых вторую жизнь обретет когда-то написанное или снятое для газеты. Все это – первое, второе и третье – у Будневича, разумеется, было. Но есть и гораздо большее. Он по праву стал, говоря тем же высоким стилем, воплощением профессии газетного фотографа.

НАША ЦЕЛИНИАНА

Соавторами большого казахстанского хлебного поля можно без большой натяжки назвать и журналистов. Наверняка с этим согласятся трактористы и комбайнеры, агрономы и зоотехники, бригадиры и директора совхозов, руководители всех рангов той поры… Словом, все, кто целину поднимал и осваивал. О ком журналисты тогда писали много и охотно. Пожалуй, не было в огромной стране издания, которое бы не командировало на целину своих специальных корреспондентов.

Мне очень по душе красивая история первого целинного снимка Иосифа Львовича. Будневич сделал его 28 февраля 1954 года на Кустанайском железнодорожном вокзале, к перрону которого прибыл первый поезд с молодежью, которых позже назовут первоцелинниками. Начало начал, ставший ходульным зачин впоследствии многочисленных повествований о целинной эпопее – прибытие первого эшелона. Но куда же от этого денешься, именно так оно и было.

Зимнее раннее утро, мороз под 30 градусов, сугробы слежавшегося снега, неразбериха стихийного митинга рядом с закуржавевшими инеем усталыми вагонами, медь духового оркестра, радостно улыбающиеся и с интересом озирающиеся вокруг молодые лица, транспаранты и флаги, приветственные речи… Согревая за пазухой свою «лейку», чтобы не замерзла, не подвела в самый ответственный момент, фотокорреспондент Казахского телеграфного агентства тогда 27-летний Иосиф Будневич продирался через толпу, выбирал точки для съемок.

Шум, гам, толчея, изо ртов выступающих парок валит, все в тумане… Как снимать? На привокзальной площади стоял тогда небольшой памятник Ленину, бюст на постаменте. Каким-то чудом Иосиф вскарабкался на него, уселся поудобнее, оглядел сверху площадь, навел фотоаппарат, щелкнул затвором раз-другой. Сердитый милиционер сдернул за ногу с памятника, слава богу, отпустил, но кадр получился, вошел в историю, спасибо крутолобому вождю.

Особенно памятен, по словам Будневича, был 1958 год, когда за сдачу государству первого миллиарда пудов целинного зерна Казахстан был награжден орденом Ленина. Торжества проходили в Алма-Ате в театре оперы и балета. Вручал орден председатель президиума Верховного Совета СССР Клим Ворошилов. Разумеется, снимок этот обязан был появиться в завтрашних газетах по заданию самых высоких, как тогда говорили, инстанций. Сегодняшним репортерам не понять, насколько трудно это было сделать тогда.

О фототелеграфе в Казахстане в ту пору только мечтали, интернета не существовало даже в идее, а задание следовало выполнить… Выбежав из зала, где еще гремели овации, Будневич заскочил в машину, которая помчала его в аэропорт. В машине в черном рукаве заправил отснятую пленку с драгоценным кадром в фотобачок, залил в него проявитель. В Ташкент полетел коллега Будневича, в руках у него было ведро с водой, в которой промывалась проявленная пленка. В салоне самолета ее высушил. В Узбекском телеграфном агентстве кадр отпечатали, передали в Москву. На следующее утро «Правда» вышла со снимком из Алма-Аты. Поздравляли с наградами в тот день и многих первоцелинников. Фотограф Будневич получил медаль «За трудовую доблесть».

БОГ ДАЛ ИОСИФУ БУДНЕВИЧУ ТАЛАНТ СОВЕРШЕННО ПОСВОЕМУ ЧЕРЕЗ ВИДОИСКАТЕЛЬ КАМЕРЫ ВИДЕТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. И ЕЩЕ: В ЕГО КАДРЕ ЛЮДИ ЖИВУТ НЕ ТОЛЬКО В МОМЕНТ СЪЕМКИ. И ОН ЖИВЕТ ВМЕСТЕ С НИМИ, ФИКСИРУЯ ПЕРЕМЕНЫ, СПРЕССОВЫВАЯ ВРЕМЯ.

Целинной темой никогда «не брезговали» самые признанные мастера. Их снимки украшали первые страницы центральных и республиканских газет. Как правило, фотографии были безымянными, тогда на всех была одна общая «фамилия» – КазТАГ, но в областях, где друзья и коллеги Иосифа Львовича работали, их хорошо знали и любили.

ОСТАЛСЯ С НАМИ В УЧЕНИКАХ

Бог дал Иосифу Будневичу талант совершенно по-своему через видоискатель камеры видеть окружающий мир. И еще: в его кадре люди живут не только в момент съемки. И он живет вместе с ними, фиксируя перемены, спрессовывая время. Работая в Совинформбюро и АПН, знакомил мир с Казахстаном своими фотографиями о родной республике, его смело можно поставить в самый первый ряд дизайнеров страны.

«Фотожурналистику Казахстана невозможно представить без имени Иосифа Львовича Будневича, – говорит Сара Мустафина, бывший руководитель главной редакции фотохроники КазТАГ. – Он долгие годы проработал ведущим фотокорреспондентом агентства, а затем первым личным фотографом Нурсултана Назарбаева. Был не просто профессионалом высшей категории, а и прекрасным наставником молодежи. Он учил их видеть в объективе камеры самое интересное, успеть запечатлеть «тот самый миг, который уже никогда не повторится». Среди его учеников такие мастера (назову их навскидку в произвольном порядке), как алматинцы Михаил Чумин, Владимир Медведев, Геннадий Попов, Владимир Зинин, Юрий Беккер, Александр Павский, Евгений Шлей, Виктор Галинский, Мурат Мамбетов, Валерий Шипулин. А также работавшие в областях республики Владислав Павлунин, Валерий Петухов, Совет Магзумов, Николай Кузнецов, Марат Кабылов, Валерий Корчин и многое другие. Я из пишущих, но тоже считаю себя ученицей Иосифа Львовича. Он научил меня видеть фотографию, оценивать со всех сторон, выделять самое важное и замечать любую мелочь. Его слова «фотография должна быть не только красивой, но и говорящей», то есть информационно насыщенной, стали для меня инструкцией».

Легкий на подъем и скорый на ногу Будневич быстро находил общий язык, становился своим в любой кампании. Сам тому свидетель, как собирались вокруг него буровики в Жетыбае, как ждали его в жезказганских шахтах, как он вручал усталому комбайнеру на пшеничном поле механическую бритву – побрейся, как окликали Иосифа Львовича в гудящем пресс-центре Белого дома в Вашингтоне: «Хеллоу, Джозеф!». «Ой, Ося, айналайн, здравствуй», подставляла щеку для поцелуя Бибигуль Тулегенова. «Самый памятный снимок, когда я получил премию за «Кровь и пот», сделал Будневич», – рассказывал мне народный писатель Казахстана Абдижамил Нурпеисов.

С Назарбаевым Будневич был знаком с 1976 года. Снимал его в самые драматичные моменты перестройки, прихода к власти, начала реформ в Казахстане. За годы работы рядом с президентом Иосиф Львович объехал весь мир, снимал Нурсултана Назарбаева во время встреч с лидерами многих государств, на трибуне ООН, во дворцах монархов, в цехах заводов, на нефтяных промыслах.

Фотохроникер – профессия интересная, но опасная. На катке «Медео», прозванном фабрикой рекордов, знаменитый конькобежец Евгений Гришин упал на повороте и коньками распорол пальто, поранил лоб Будневича, ловящего свой кадр. Вертолет, поднявшийся в воздух, чтобы облететь рисовые чеки в Кзыл-Ординской области, упал со стометровой высоты. Погиб пилот, фоторепортер Будневич, получивший множество переломов, остался жив.

Долго лечился, но встал-таки на ноги. И в одной из первых же командировок, презрев аэрофобию, опять полез в вертолет – нужна была верхняя точка для съемки. Он всегда находил самую верную точку для съемки, чтобы навести объектив своего фотоаппарата и сделать кадр для завтрашней газеты. Кадр, который становился потом нашей историей.

-

СПРАВКА

Иосиф Львович Будневич – родился 24 января 1927 года в Ленинграде. В 1947 году он пришел работать в Казахское телеграфное агентство (КазТАГ), в 1958 году был приглашен собкором  по республикам Средней Азии и Казахстану в «Совинформбюро», в последствии АПН. В 1976 году вернулся в КазТАГ. В 1992 году его пригласили на должность личного фотографа президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева. Заслуженный работник культуры Казахстана (1982), лауреат  ордена «Курмет» (1997). Лауреат многих международных и республиканских фотовыставок. Удостоен золотой статуэтки «Алтын Самрук» за вклад в развитие казахстанской журналистики (2002). Скончался 11 марта 2007 года.

Григорий ДИЛЬДЯЕВ. Фото Бориса ЮРЬЕВА

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых