ШТУРМ РЕЙХСТАГА – КУЛЬМИНАЦИОННЫЙ МОМЕНТ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. КТО ПЕРВЫМ ВОДРУЗИЛ ЗНАМЯ ПОБЕДЫ НА ИСТОРИЧЕСКОМ ЗДАНИИ В БЕРЛИНЕ И КАК СЛОЖИЛАСЬ СУДЬБА ГЕРОЕВ? РОССИЙСКИЙ РЕЖИССЕР КОНСТАНТИН ХАРАЛАМПИДИС РАБОТАЕТ НАД ДОКУМЕНТАЛЬНЫМ ФИЛЬМОМ, ПОСВЯЩЕННЫМ ЭТОЙ ТЕМЕ. ОН СНИМАЕТСЯ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ ПРИ СОДЕЙСТВИИ КАЗАХСТАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФОНДА ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНОГО КИНО. [газетная статья]
– Константин Леонидович, как называется фильм? Кто написал сценарий?
– Автор сценария – известный казахстанский журналист Константин Маскаев. Рабочее название фильма – «Батыры Великой Победы». Картина посвящена двум героям, судьба которых тесно переплетается и в военное, и послевоенное времени. Это Григорий Булатов и Рахимжан Кошкарбаев. Именно они первыми водрузили знамя Победы на Рейхстаг, но их подвиг остался в тени.
Мы планировали провести съемки на родине у Булатова в Пермском крае, но пандемия значительно осложнила кинопроцесс. Нам пришлось перекраивать сценарий, чтобы выпустить картину даже в таких сложных условиях. Я думаю, название фильма изменится, потому что происходят кардинальные изменения в самой картине.
– С какого возраста Рахимжана Кошкарбаева идет повествование? Как известно, когда началась война, ему было 16 лет.
– Мы начинаем повествование истории вместе с внуком Рахимжана Кошкарбаева, молодым человеком Дауреном, который вместе с нами исследует жизнь своего деда. Мы пытаемся создать документально-художественное кино, чтобы оно не было сухим документом. Конечно, здесь будут ретроспекции в прошлое и воспоминания о том, где Рахимжан родился, как сложилась его судьба до войны. Но мы не историки.
В кино, как и в любом художественном произведении, есть основная тема. В нашем фильме это предназначение человека. Для чего он живёт? Именно этот вопрос ставит перед собой Даурен, которого я не могу назвать просто ведущим. Это человек, который является полноценным участником съемочного процесса.
– Охотно ли Даурен согласился на съемки?
– Я познакомился с ним, когда организовывал в Алматы концерт на 70-летие Победы. Мы пригласили популярного актера Алексея Петренко, большой хор из Петербурга. Режиссер Егор Кончаловский привез из под Волоколамска капсулу с землей. Там проходили ожесточенные бои в 1941-м, казахстанцы насмерть бились за Москву. Егор также привез копию Знамени Победы и я решил найти дочь Кошкарбаева Алию и внука Даурена, чтобы вручить им этот символ. Тогда собственно и зародилась идея создания исторической картины.
Я обратился к Даурену с предложением стать ведущим этого фильма. Но он не спешил с ответом, сказал, что своего знамени он еще не установил. Ему бы не хотелось приближать к себе славу деда. Это были очень важные слова, и в тот момент я понял, что именно этот человек должен быть в кадре. Мы договорились, что вместе будем просто исследовать судьбу его деда. Он сказал, что это ему гораздо ближе. Даурен родился уже после кончины деда. Но с какого-то времени он захотел узнать больше о его судьбе. Это было не холодное знание того, что он рождён в семье героя. Он начал сердцем понимать своего деда.
– Проявлялся ли как-то геройский характер Рахимжана Кошкарбаева в мирное время?
– Судя по воспоминаниям родственников и знакомых, никаких видимых признаков того, что Рахимжан станет героем, не было. Да и после войны он не воплощал в себе значимость какой-то необыкновенной фигуры. Он был лишён тщеславия, был абсолютно доступным, добрым и располагающим к себе человеком.
Возвращение с фронта, жизнь после войны – это отдельная глава фильма. Про настоящего героя всегда складываются какие-то мифы, и уже сложно разделить, где подлинная история, а где придуманная народом. Но это происходит только с настоящими героями потому, что они входит в повседневную жизнь людей. Однако есть случаи, о которых известно доподлинно. Например, стоило только Рахимжану Кошкарбаеву узнать, что кто-то из людей был незаслуженно отодвинут в очереди на получение квартиры, он тут же делал всё, чтобы эту несправедливость устранить.
– Какую роль в фильме вы отводили Василию Лановому?
– Предполагалось, что в фильме Василий Лановой будет зачитывать отрывки из книги Рахимжана Кошкарбаева и Какимжана Казыбаева – это журналист, который открыл Казахстану имя нашего героя. Когда-то ему рассказал об о нем Герой Советского Союза Бауржан Момышулы, который признавался, что и близко не пережил того, с чем пришлось столкнуться во время войны Кошкарбаеву. В фильме принимают участие Батыр Казыбаев – сын Какимжана Казыбаева. Он рассказывает о дружбе своего отца с Кошкарбаевым, детали их жизни, в том числе и фронтовые воспоминания.
Василий Семёнович принимал участие в концерте в Алматы, который я приводил 22 июня в 2017 года. Он подарил дочери и внуку Кошкарбаева свою книгу и надписал ее: «Потомкам героя. Алие и Даурену Кошкарбаевым». Он знал о подвиге Кошкарбаева и Булатова. Знал непростую историю о том, что они были первыми, кто водрузил знамя, что было несколько знамен Победы. После концерта я предложил ему принять участие в создании фильма, и он согласился. В 2020 году он прислал видеопоздравление казахстанцам с Днём Победы. Эти кадры, конечно, войдут в картину, также как и кадры его пребывания в Алматы, где он говорит о роли казахстанцев в Великой Отечественной войне. Но озвучивание отрывков из книг с его голосом мы уже сделать не сможем. Василий Семёнович Лановой – это совесть поколений. Это хранитель памяти, человек, который был сопредседателем Бессмертного полка. В этом смысле заменить его нельзя. Пока я еще не решил, кто будет озвучивать отрывки из книг.
– Удалось ли найти кадры с Рахимжаном Кошкарбаевым?
– В фильм войдут кадры хроники, где Рахимжан Кошкарбаев рассказывает о том, как выбирали добровольцев для штурма Рейхстага. Не было никакой гарантии остаться в живых. Повсюду лежали горы трупов погибших солдат, и приходилось прятаться за ними, чтобы добраться до цели. Эти страшные последние метры войны, которые они с Булатовым преодолевали под бешеным огнем, были длиной в жизнь.
Главная задача нашей картины – это признание подвига Булатова и Кошкарбаева и посмертное присвоение им звания Героев России, так как РФ – правопреемница Советского Союза. Своей жизнью герои доказали, что совершили подвиг не для высокой награды. Они видели своё предназначение в том, чтобы защищать Родину. Но присвоение этой высокой награды нужно нам потомкам для того, чтобы мы понимали, что на Земле всё-таки есть справедливость.