Примерное время чтения: 2 минуты
109

Охотники на школьной тропе

Архимед ИСКАКОВ.
Архимед ИСКАКОВ. из газетных материалов

Смею надеяться, что обладаю некоторым педагогическим опытом, создав 35 лет назад авторскую школу, которой имею честь руководить по сей день. И потому могу делиться своими соображениями по поводу состояния сегодняшнего среднего образования. Я и не скрывал их никогда – ни на публичных площадках, ни при встречах с руководством Министерства образования и науки РК, обсуждая расшатанную ситуацию школьного дела в стране. [газетная статья]

Поясню на конкретных примерах. Практически истощился золотой фонд учителей физики и математики. Их и в прежние годы было, например в Алматы, не больше шести-восьми человек. Но их знали, к ним тянулись за опытом, за поддержкой. Теперь одни поменяли страну, другие состарились, третьи ушли из жизни. Достойной замены им нет. Немного лучше с учителями химии, работает славная традиция химфака КазГУ, нынешнего КазНУ имени аль-Фараби, заложенная в давнюю пору академиками Сокольскими Козловским. С учителями русского языка и литературы просто из рук вон… У меня лежит с десяток резюме желающих устроиться на работу выпускников педвузов – на каждой страничке уйма грамматических ошибок.

Не лучше и с казахским языком. Искал к себе в школу толкового учителя, провёл собеседование с полутора сотней казаховедов и убедился, что даже если более-менее знают язык, то обучать детей просто не в состоянии. По их методикам казахский окажется труднее китайской грамоты.

Возможно, кто-то меня не поймёт и даже осудит, что занимаюсь очернительством отечественной педагогики. А у меня душа болит за профессию, вне которой себя не мыслю. Кто-то возразит, что в образовании кипят реформы, открываются частные школы. Да, крупный бизнес действительно решил вложиться в образование, 21 иновационная школа появится в течение трёх лет вНур-Султане, Алматы и Шымкенте. Я поинтересовался, где мои будущие соратники намереваются собрать такое количество профессиональных кадров. Услышал бодрое заверение, что займутся хантерингом, или охотой, будут выманивать лучших учителей, например из России. Как говорится, попутного ветра – с пожеланием не нарваться на банальных проходимцев, потому что лучшие нужны и у себя дома. Пока страна не наладит выпуск качественных учителей, все разговоры о новациях в образовании останутся пустым звуком.

На мой взгляд, сегодня надо собрать лучших казахстанских педагогов, в том числе и управленцев, провести публичные честные дискуссии, чтобы выработать несколько концептуальных программ выхода из кризиса. Пока еще для этого есть время и люди. Завтра может быть поздно…

Архимед ИСКАКОВ, заслуженный работник образования РК, первый лауреат негосударственной премии «Тарлан»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)