Смею надеяться, что обладаю некоторым педагогическим опытом, создав 35 лет назад авторскую школу, которой имею честь руководить по сей день. И потому могу делиться своими соображениями по поводу состояния сегодняшнего среднего образования. Я и не скрывал их никогда – ни на публичных площадках, ни при встречах с руководством Министерства образования и науки РК, обсуждая расшатанную ситуацию школьного дела в стране. [газетная статья]
Поясню на конкретных примерах. Практически истощился золотой фонд учителей физики и математики. Их и в прежние годы было, например в Алматы, не больше шести-восьми человек. Но их знали, к ним тянулись за опытом, за поддержкой. Теперь одни поменяли страну, другие состарились, третьи ушли из жизни. Достойной замены им нет. Немного лучше с учителями химии, работает славная традиция химфака КазГУ, нынешнего КазНУ имени аль-Фараби, заложенная в давнюю пору академиками Сокольскими Козловским. С учителями русского языка и литературы просто из рук вон… У меня лежит с десяток резюме желающих устроиться на работу выпускников педвузов – на каждой страничке уйма грамматических ошибок.
Не лучше и с казахским языком. Искал к себе в школу толкового учителя, провёл собеседование с полутора сотней казаховедов и убедился, что даже если более-менее знают язык, то обучать детей просто не в состоянии. По их методикам казахский окажется труднее китайской грамоты.
Возможно, кто-то меня не поймёт и даже осудит, что занимаюсь очернительством отечественной педагогики. А у меня душа болит за профессию, вне которой себя не мыслю. Кто-то возразит, что в образовании кипят реформы, открываются частные школы. Да, крупный бизнес действительно решил вложиться в образование, 21 иновационная школа появится в течение трёх лет вНур-Султане, Алматы и Шымкенте. Я поинтересовался, где мои будущие соратники намереваются собрать такое количество профессиональных кадров. Услышал бодрое заверение, что займутся хантерингом, или охотой, будут выманивать лучших учителей, например из России. Как говорится, попутного ветра – с пожеланием не нарваться на банальных проходимцев, потому что лучшие нужны и у себя дома. Пока страна не наладит выпуск качественных учителей, все разговоры о новациях в образовании останутся пустым звуком.
На мой взгляд, сегодня надо собрать лучших казахстанских педагогов, в том числе и управленцев, провести публичные честные дискуссии, чтобы выработать несколько концептуальных программ выхода из кризиса. Пока еще для этого есть время и люди. Завтра может быть поздно…
Архимед ИСКАКОВ, заслуженный работник образования РК, первый лауреат негосударственной премии «Тарлан»