Сочинение на тему «Новый Казахстан» сначала должны писать педагоги
НА ЗАСЕДАНИЕ КЛУБА ЖУРНАЛИСТ МИХАИЛ ЧИРКОВ ПРИГЛАСИЛ ДЕПУТАТА МАЖИЛИСА ИРИНУ СМИРНОВУ И КАНДИДАТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК ФЁДОРА ВАССЕРМАНА. [газетная статья]
Михаил ЧИРКОВ: На предыдущем заседании клуба участники высказывали такую мысль: прежде чем вносить изменения в действующую Конституцию, мы должны четко понять, какое государство у нас сейчас и каким мы его хотим видеть в будущем. Применительно ли это к нашей системе образования?
Ирина СМИРНОВА: Вполне, поскольку образование – это сфера, которая формирует будущее страны. Надо ли говорить, какая ответственность должна быть за ее состояние. За то, какова философия нашего образования, его миссия.
Однако четкого видения всего этого как раз и нет. Мы в бурном потоке нескончаемых реформ просто не в состоянии разглядеть, к какой цели они ведут, какого человека формируют наша образовательная система.
Возьмем дошкольное образование. Ученые получили Нобелевскую премию за то, что смогли доказать определяющую ценность образования и воспитания человека в раннем детстве, до пяти лет. У нас же процесс дошкольного образования начинается чаще с трех лет. И это притом, что декретный отпуск для мамы оплачивается только один год. Что дальше? Либо маме не работать и быть с ребенком, либо малыша куда-нибудь пристроить, чтобы мама могла работать. Развитие ребенка остается на втором плане.
Вместе с тем исследования и практика показали, что открытие детских садов для детей с одного года ведет не только к возможности лучше развивать малыша, но и к повышению ВВП страны. Так как мама может выйти на работу, зарабатывать и платить налоги в бюджет страны. Тем самым она с лихвой возмещает бюджетные затраты на содержание ребенка в детсаде.
Не секрет, что многие государственные детские сады были распроданы. И всю тяжесть за обеспечение дошкольными учреждениями взяли на себя граждане, открывая их на свой страх и риск. Спасибо государству, которое несколько лет назад решило поддерживать малышню и за ребенком пошли деньги. Сегодня охват детей детсадами с трех лет более 90%.
Правда, остается острым вопрос с кадрами: из-за низкой зарплаты мало кто стремится работать в детском садике. Понятно, что надо увеличивать размер подушевого финансирования.
Вторая проблема. Частные детские сады сами, за свой счет, обязаны организовывать курсы повышения квалификации педагогов. Но ведь они работают по государственному стандарту, выполняют государственный заказ. Значит, они должны обеспечиваться всеми процедурами и условиями, как и государственные детсады.
Теперь школьное образование. Еще раз подчеркну, у нас в стране нет четко сформулированной цели образования, которая бы формировала образ нашего выпускника. Она не может быть, по мысли многих чиновников, в стремлении догнать и перегнать какое-то количество стран. И не должна ориентироваться на какой бы то ни было международный документ.
М. Ч.: По всей видимости, отсутствие цели, о которой вы говорите, позволяет каждому министру образования, а их число за время нашей независимости приближается к 20, буквально кромсать наше образование. Я даже не хочу здесь употреблять слово «система».
И. С.: Да. Огромное количество, мягко говоря, неожиданных школьных предметов, за которыми торчат уши заинтересованных лиц. Здесь же и разработка бесчисленных всевозможных программ, повышение квалификации, после чего она, как правило, теряется.
А бесконечное издание и переиздание учебников, над которыми уже не смеются, а плачут. Это тоже делается не в интересах учебного процесса, а издательств и к ним примкнувшим разработчиков. Коррупция приобретает уже открытые, откровенные формы. Вспомните те же скандалы с приобретением компьютеров во время пандемии.
А главное – само содержание образования. Мы стали учить тому, чему не нужно, убрав из программы черчение, рисование, геометрию, астрономию, грамматику, географические карты и многое другое, не дали время для закрепления материала. Результат налицо: исследования показывают, что дети с каждым годом показывают все худшие результаты.
М. Ч.: Не могу забыть такой эпизод. Встреча с преподавателями и студентами в одном университете. Ректор, кстати доктор наук, рассуждает о стремительном прогрессе и говорит, что таблица умножения уже себя изжила: достаточно, как в одной песне поется, нажать кнопку, и получишь результат. Я ректора спрашиваю, а если выключат свет и надо ложки сосчитать? Он рассмеялся, а вот мне смеяться не хотелось.
Федор ВАССЕРМАН: В информационную эпоху у нас все чаще возникает иллюзия, что простым нажатием кнопки можно получить доступ к знаниям даже без базы общего и специального образования. Между тем именно сегодня наступила острая необходимость не только в качественном образовании, но и в умении находить и применять на практике информацию, важную и нужную здесь и сейчас.
Успешность образование отражают его качественные показатели. Такие как удовлетворенность в нем гражданина, общества, государства. В то же время у нас даже в законе об образовании нет понятия качества. Из чего следует, что тем самым государство снимает с себя ответственность за уровень подготовки детей в школе.
Сегодня в мире существуют два основных направления востребованного образования: английский – это частные школы для элиты и советская школа для всех. В Казахстане явно превалирует английский подход, и мы с непонятным умилением наблюдаем за играми отечественных олигархов, которые строят так называемые кулуарные школы, увеличивая разрыв в доступе к равному образованию для всех. Замечу, это в то время, когда у нас более одного миллиона детей находится за чертой бедности.
В целом сегодня у нас в стране около 200 тысяч учеников охвачены элитным и частным образованием, а 3 миллиона 300 тысяч – массовым, общедоступным. Проблема в том, что элитное образование вытягивает, как пылесос, из обычных школ лучших педагогов. Это уже привело к тому, что МОН разработало механизм, когда лучшие учителя из различных регионов посылаются в отстающие школы. Это явный признак ликбезной формы образования. Именно таким образом 100 лет назад большевики боролись с неграмотностью.
Еще одна проблема заключается в том, что наши элитные школы отстают от требований времени, копируя аналоги западных. Нет новых концепций развития. Просто наши «элитные» дети учатся в практически идеальных условиях и показывают результаты, которые не могут показать дети массовой школы.
М. Ч.: Федор Яковлевич, вы – педагог-новатор. И у вас должен быть свой взгляд на сложившуюся ситуацию.
Ф. В.: Сегодня от образования, по мнению выдающегося американского ученого Ноама Хомского, требуются принципиально новые подходы, ориентированные в первую очередь на воспитание человека, готового улучшать мир. Мы в Казахстане разработали свою концепцию развития образования 4.0, где в центре будет «Наука о человеке», а школа – как целостная экосистема, а не просто набор базовых знаний для реализации закона об образовании. А в эпицентре нашей концепции – ученик будущего, образ которого ваяют педагоги-скульпторы.
Продолжу образный ряд и скажу, что сегодня нужно менять заводские настройки управления образованием. Начиная с министерства и до всех низовых структур, потому что МОН – главный и уполномоченный государством распорядитель всех образовательных ресурсов.
Что имею в виду? За последние два десятка лет я не припомню случая, чтобы МОН, хотя бы в лице своего комитета дошкольного и среднего образования, собрало нас всех, кто старается сделать образование лучше, выслушало нас и сказало: «Вот вам условия и поддержка, дайте результат». И мы бы его дали! Уверен в этом. Я лично знаю многих высококлассных ученых, экспертов, руководителей, методистов, учителей-новаторов, болеющих за качество образования и способных его сделать лучшим в мире. Или хотя бы одним из лучших. Команду можем собрать быстро!
М. Ч.: Позвольте догадаться, что всему этому мешает наша бюрократия, если не лучшая, то одна из лучших. Вот бы чемпионат мира провести, глядишь, и золото бы взяли…
Ф. В.: Грустная шутка. Но вы правы, мешает популистская и, мягко говоря, неконструктивная позиция постоянно меняющегося руководства МОН. Каждый из них, к сожалению, стремится показать свою эффективность и новаторство через ненужные реформы и программы. Выход вижу такой: необходимо вдумчивое, рачительное управление собственными научно-практическими ресурсами с опорой на лучшие отечественные педагогические кадры.
Если говорить конкретно, то МОНу нужно довериться нам и дать возможность кардинально улучшить наше образование. Еще одна из наших последних инициатив – сетевая система центров управления качеством на базе методических кабинетов.
Без всякого преувеличения скажу, что качество нашего образования можно принципиально улучшить всего за три года! У нас для этого есть самые передовые, эксклюзивные технологии, научный потенциал, кадры, конкретные результаты. Наконец, есть опыт, который перенимают и успешно внедряют за рубежом.
М. Ч.: Нет пророка в своем отечестве?
Ф. В.: Приблизительно. А еще, безусловно, необходимо вывести из состава министерства комитет по контролю в сфере образования и науки, информационно-аналитический центр, центр тестирования. Мировая практика убедительно показала, что самостоятельность и неподчиненность министерству этих структур обеспечивает мощный импульс для конкурентного роста качества образования. Например, в той же Англии комитет по контролю качества образования напрямую подчиняется правительству.
Полностью согласен с моим коллегой Нуркеном Халыкбергеном в том, что средняя школа должна быть центром развития страны. В последнее время все больше наших юношей и девушек добиваются результатов в различных направлениях. Это яркий показатель того, какой мощный потенциал есть у нас в среднем образовании. Будет непростительным, если мы сообща не сможем в полной мере его использовать в строительстве нового Казахстана.