БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ СХЕМ ПО ОТЪЕМУ ДЕНЕГ У ДОВЕРЧИВЫХ ГРАЖДАН ПЕРЕМЕСТИЛАСЬ В ИНТЕРНЕТ. В ПОСЛЕДНЕЕ ВРЕМЯ УЧАСТИЛИСЬ СЛУЧАИ МОШЕННИЧЕСТВА ПРИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОДАХ С ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ. МЫ РЕШИЛИ ОПИСАТЬ МЕХАНИКУ ПРЕСТУПНОЙ СХЕМЫ И ДАТЬ ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ, КАК ДЕЙСТВОВАТЬ В ТАКОЙ СИТУАЦИИ. [газетная статья]
Во время оформления платежа, после того как вы внесли номер своей карты и трехзначный код, связь с сайтом может неожиданно прерваться. Через пару минут после этого обычно звонит девушка с сотового номера казахстанского провайдера и вежливым голосом заявляет, что она сотрудница службы безопасности банка. Она сообщает, что у вас не прошел платеж, и называет его точную сумму и адресат. Затем говорит, что хотела бы удостовериться, что это ваш телефон. Просит назвать полное имя, дату рождения и адрес. После этого предлагает повторить процедуру платежа и прощается. Ее слова прощания звучат вполне искренне, потому что ее голос вы теперь вряд ли когда-нибудь еще услышите.
Даже если вы сообщили свои данные, у вас еще есть шанс не попасть на удочку. Для этого необходимо ни в коем случае не повторять транзакцию. А вместо этого срочно связаться со своим банком по горячей линии. Там вам наверняка скажут, что от них никто не звонил и что вы стали объектом атаки мошенников. Если вы попробуете позвонить по телефону, с которого вам звонила доброжелательная девушка, то услышите сообщение, что такой номер не существует.
Мы связались с одним из казахстанских банков, чтобы узнать, как противодействовать таким «доброжелателям». Вот какие рекомендации мы получили.
Во-первых, нельзя доверять звонкам из службы безопасности, тем более если вас просят сообщить какие-то данные. Это явный почерк мошенников. Сотрудники службы безопасности, как правило, не звонят клиентам. На этом этапе вы можете легко вывести звонящего на чистую воду. Достаточно задать ему несколько вопросов. Например, сколько у вас депозитов в банке и какие суммы на них находятся. И вопрос, который наверняка поставит в тупик мошенников: сколько бонусов у вас накопилось на карте.
Ни в коем случае не сообщайте звонящим личные данные. Срочно свяжитесь с банком и сообщите номер, по которому вам звонили. Банк попросит вас временно отключить функцию интернет-платежей.
Скорее всего, прерывание транзакции было вызвано мошенниками. А ваш телефон они могли узнать из социальных сетей. Иногда мошенники имеют информаторов в платежных системах или добывают информацию о сумме платежа и адресате с помощью технических средств и хакеров. Если человек клюет на уловки обманщиков и совершает повторную транзакцию, скорее всего, платеж будет перехвачен и уйдет по другому адресу. В этом случае деньги могут быть потеряны безвозвратно.
Возьмите за правило не сообщать никаких личных данных, если вам кто-то звонит, какую бы информацию он ни предоставлял. И в любой непонятной ситуации звоните в свой банк, где вас подробно проконсультирует настоящая служба безопасности.
Олег БЕЛОВ