Проходя мимо студентов в приподнятом, предпраздничном настроении, решил заодно поздравить и ребят, пожелать всем хорошо провести предстоящие каникулы. В ответ вдруг слышу: «Ағай, это не наш праздник!». Пришлось остановиться: «А Наурыз – наш праздник?». Маленькая девчушка в толпе вдруг выпалила: «Конечно! Это всё-таки праздник мусульманский, всех мусульман!». «Разве?» – только и оставалось мне переспросить [газетная статья].
Возможно, стоило обойти эту тему, если бы не случай, свидетелем которого мне посчастливилось оказаться как раз в канун прошлого Наурыза. Двое молодых парнишек на скамейке студенческого кампуса вели довольно страстную дискуссию. Предметом спора, как оказалось, стало, имеет ли право настоящий мусульманин праздновать Наурыз? В обрывках перепалки слышу фразы «языческие обряды», «огнепоклонство », «парсы», «сарты»…
Напомню тем читателям, кто далек от этой темы. Праздник весеннего обновления относится к древнейшим традициям и по некоторым данным берет начало чуть ли не от эпохи зороастризма, а по другим намного дальше. Вы спросите, при чем тут студенчество и ислам? К великому сожалению, здесь срабатывает концепция «джахилия». Всё, что было до, чуть ли не автоматически подпадает под определение «эпоха невежества, неверия и грубости». Этим пониманием руководствовались талибы в Афганистане, уничтожая старинные статуи Будды в Бамианской долине, ИГИЛ, взрывая исторические памятники древней Пальмиры. В феврале 2015 года во дворе библиотеки Мосульского университета бородатые боевики устроили костер из 10 тысяч книг и бесценнейших рукописей… Увы, порой и наши молодые люди, воспринимая безоговорочно и бездумно модные веяния, не вполне осознают, что отводят под нож целые пласты культуры Центральной Азии и Казахстана.
С другой стороны, невольно задумаешься. Если столь уважаемые профессоры и преподаватели университетов и академий не могут убедить хотя бы в ценности собственных исторических артефактов, обычаев и традиций родной страны, зачем тогда университеты? И еще, не нужно обладать особым даром, чтобы не заприметить на глаз чуть ли не одномоментно увеличившееся количество религиозных облачений именно в государственных учебных заведениях. В тех, на которые расходуются деньги налогоплательщиков и студенты которых, в основной своей массе, представляют грантники.
P. S.: 8 марта поздравляю апай в коридоре. И снова слышу в ответ: «Я не считаю это нашим праздником!». Чуть ли не умоляя, прошу: «Милая апашка, не лишайте хотя бы меня удовольствия поздравить вас»…
Арман Кудабай, журналист, преподаватель КазНУ им. аль-Фараби