Примерное время чтения: 8 минут
131

Нариман Кыпшакбаев: ветеран борьбы за водные ресурсы Центральной Азии

Олег БЕЛОВ / kzaif.kz

Несмотря на богатство казахстанских недр, вода остаётся главным ресурсом нашей страны. К нему нужно бережно относиться и за него нужно бороться. Одним из самых крупных казахстанских экспертов в области водной политики является Нариман Кыпшакбаев. Он возглавлял Министерство мелиорации и водного хозяйства ещё в советское время. С 90-х годов боролся за справедливое распределение вод трансграничных рек и за спасение Арала. Именно ему принадлежит идея создания Кокаральской плотины (2005), которая позволила сохранить значительную часть Северного Арала. 27 мая ему исполнилось 90 лет, и он по-прежнему в строю – является директором казахского филиала Научно-информационного центра по водохозяйственным проблемам Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии.

Когда общаешься с этим активным человеком, понимаешь, что он знает секрет живой воды и щедро делится им с казахстанцами.
 

Куда девать излишки

– Нариман Кыпшакбаевич, в этом году паводки принесли много бед на севере и западе Казахстана. В основном они были связаны с тремя реками – Уралом, Тоболом и Ишимом. Однако если внимательно посмотреть на карту, то видно, что эти три реки подходят близко к водоразделу, отделяющему их от бассейна реки Торгай, что течет на юг и теряется в Приаралье. Возможно ли построить каналы из этих трех рек для аварийного сброса воды в случае паводков в бассейн реки Торгай?

– Технически такое решение возможно. Но в сегодняшней ситуации необходимо учитывать, что Тобол, Есиль (Ишим) и Урал – это всё трансграничные реки. Вопрос использования стоков этих рек в сторону Тургайского бассейна опирается на уже подписанные с Российской Федерацией соглашения. В нем учитываются маловодные, многоводные годы и средние годы. Если мы захотим изменить то, что определено в этих соглашениях, то необходимо согласовывать этот вопрос с российской стороной. Если она даст согласие, то можно будет найти техническое решение.

В то же время одним из самых действенных решений, чтобы обезопасить себя от паводков, является строительство водохранилищ. На сегодня в Казахстане назрела необходимость строительства двух водохранилищ. Это прежде всего река Есиль, в верхней части которого стоит Астана. Там есть Астанинское (бывшее Вячеславское) водохранилище, которое дает ежегодно 60 миллионов кубометров воды. Когда в Астане жили 200-300 тысяч человек, лишняя вода уходила ниже по течению. В связи со значительным ростом населения и развития экономики столичного региона вся вода теперь расходуется и ниже Астаны она не идет. То есть там 200 км сухого русла реки Есиль. Необходимо построить на реке Есиль Бузулукское водохранилище, которое позволил*-------о бы регулировать сток и избегать паводковых вод, которые затем уходят ниже по течению. Россия дает согласие на строительство этого водоема. Это водохранилище обеспечило бы водой тот участок реки, который остается сухим в связи с высоким расходом воды в Астане.

Благодаря Нариману Кыпшакбаеву Балхаш не был принесен в жертву Капчагайскому водохранилищу и планам по активному орошению поймы реки Или. ©Олег Белов

Второе водохранилище нужно построить в районе города Кульсары на реке Эмба в Атырауской области. Мы начинали строить его в 70-е годы. Там проживало 70 тысяч человек, но 25 тысяч были вынуждены уехать, бросая дома. Если бы строительство водохранилища не было остановлено, то массового отъезда людей не случилось. Если создать это водохранилище, никакой защитной дамбы для Кульсары не понадобится. То есть регулировать лишний сток может быть куда важнее, чем перенаправлять воды рек.
 

Афганцы берут своё

– Уже фактически построен оросительный канал Кош-Тепа в Северном Афганистане, который будет забирать около 20% воды из Амударьи. В прямой зависимости от этого Таджикистан, Туркмения и Узбекистан. Отразится ли это и на Казахстане?

©Олег Белов

– Я 23 года преподавал в Казахском национальном аграрном университете, там обучались вместе с казахстанскими студентами и 30 молодых людей из Афганистана, которые после окончания работали в водной отрасли своей страны. Я вынужден был говорить нашим братьям из Туркмении, Узбекистана и Таджикистана, что около 30% стока Амударьи формируется в Афганистане. Пока жители этой страны воевали, им некогда было заниматься земледелием. Но наступило мирное время, и эта страна с населением около 40 млн человек начинает активно развивать сельское хозяйство. Поэтому придется заново рассчитывать вододеление реки. Но мои коллеги из центральноазиатских стран не уделяли этому вопросу большого внимания. Теперь они осознают всю сложность ситуации. Ведь вода Амударьи фактически полностью разбирается этими странами. В то же время у Афганистана есть законные основания забирать свою долю воды.

Когда после развала Советского Союза мы собрали межгосударственную комиссию по управлению водами Амударьи и Сырдарьи, я предлагал включить в нее и Афганистан. Ведь у этой страны есть своя доля в этой реке. Но Туркмения и Узбекистан не поддержали мое предложение. Все потому, что они хотели забрать себе долю Афганистана. Именно это и происходит в настоящее время. Маркс говорил еще в XIX веке, что капитализм стремится незаконно использовать чужие ресурсы. Я предупреждал их, что придет время и Афганистан возьмет свою долю. Теперь это время наступило.

©Олег Белов

– Все ли гладко в делении воды между Казахстаном и странами Центральной Азии?

– Что касается деления вод между странами региона, то в постсоветское время была договоренность между Казахстаном и Узбекистаном. Лет десять назад это соглашение попало мне в руки. Вот что я обнаружил. Самый полноводный приток Сырдарьи – река Чирчик. Ее годовой сток около 8,5 млрд кубометров. Из этого стока примерно 30% идет с узбекской территории, а 70% с казахстанской. В Чардаринское водохранилище на юге Казахстана ежегодно поступает 12 млрд кубометров, из них 6 млрд – это чирчикская вода и 6 млрд – основное русло Сырдарьи. И в этом соглашении чирчикская вода не учитывалась. Получалось, что ее подарили Узбекистану. Кроме этого, в Узбекистане были проекты по переброске воды Сырдарьи в Амударью. То есть хотели казахстанскую долю использовать для подпитки Амударьи. Я поднял этот вопрос, и в итоге мне удалось это остановить и восстановить справедливое распределение воды.

– Насколько сложнее стало регулировать вопросы водной политики в постсоветское время?

– Границы между странами Центральной Азии заметно осложнили отношения в сфере водной политики. Началась негласная борьба за водные ресурсы. В 1992 году, после развала Советского Союза, пять министров водного хозяйства из стран Центральной Азии пригласили в США, в Вашингтон. Нам устроил прием в Белом доме советник вице-президента. Исходя из нашего азиатской внешности он к нам относился с некоторым пренебрежением, как будто мы из какой-то неразвитой страны вроде Гондураса. В ответной речи я сказал, что мы приехали изучать американский опыт, но в вопросах водных отношений между отдельными поселениями и странами у нас огромный исторический опыт. Существует древний закон, написанный более 500 лет тому назад. В нем регулируется использование вод Тигра, Евфрата, Амударьи и Сырдарьи. В наших землях соблюдали водный кодекс в то время, когда Соединенных Штатов еще не было на карте. Он осознал наш уровень и сразу стал относиться к нам мягче. Я надеюсь, что знание этого древнего закона, а также опыт, накопленный во время жизни в едином советском государстве, позволит нам находить общий язык в сфере использования главного ресурса Центральной Азии.


Справка АиФ

Нариман Кипшакбаевич Кипшакбаев родился 27 мая 1934, Торгайский район, Костанайской области, Казахская ССР.

Советский и казахстанский государственный и политический деятель, заслуженный гидротехник Казахской ССР (1981). Министр мелиорации и водного хозяйства Казахской ССР (1981-1990), председатель Государственного комитета по водным ресурсам Казахской ССР (1990-1995).

С 1981 по 1988 годы – депутат Верховного Совета Казахской ССР Х-ХІ созывов.

С 1990 по 1995 годы – председатель Государственного комитета по водным ресурсам, член правительства Республики Казахстан.

В 1992-1993 гг. руководит работой комиссии по разработке первого нового Водного кодекса Республики Казахстан.

Впервые в Центрально-Азиатском регионе законодательно осуществлен переход на бассейновый принцип управления водными ресурсами Республики Казахстан.

С 1996 по настоящее время – директор казахского филиала Научно-информационного центра по водохозяйственным проблемам Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии.

В 2001 году награждается орденом «Құрмет».

В 2019 году награждается орденом «Барыс II».

В 2024 году награждается орденом «Отан».

Олег БЕЛОВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых