Примерное время чтения: 9 минут
167

На афганском рубеже  

Ветераны боевых действий в Афганистане, а также их родные и близкие получили приглашение на открытие памятника, построенного в честь героически погибших десантников 350-го гвардейского парашютно-десантного полка 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии и экипажу самолета ИЛ-76 128- го гвардейского военно-транспортного авиационного полка 18-й гвардейской военно-транспортной авиационной дивизии в авиакатастрофе под Кабулом 25 декабря 1979 года в ходе боевого десантирования во время операции «Байкал-79» [газетная статья].

В ПАМЯТЬ О ТОВАРИЩАХ

Памятник воздвигнут в поселке Боровуха Витебской области (Беларусь). Получил приглашение на торжество и бывший главный тренер ЦСКА и Казахстана по альпинизму Ерванд Ильинский. Напомним, что группу альпинистов под его руководством задействовали для поиска черных ящиков, портфеля с документами и останков погибших в горах Гиндукуша.

Осенью 2019 года меня нашел гвардии полковник, командир 105-го отдельного зенитного ракетного артиллерийского дивизиона, председатель фонда «Профессиональная российская армия XXI века» Владимир Савицкий. Он попросил передать для Ерванда Ильинского приглашение на памятное мероприятие, посвящённое 40-летию военной операции «Байкал-79» и в честь 75-летия со дня образования 103-й воздушно-десантной дивизии.

Фото: из газетных материалов

Встречу в Москве проводил командующий ВДВ.

Теперь Савицкий написал в приглашении: «Будучи старшим, с группой альпинистов сборной команды ЦСКА ВС СССР Ильинский засвидетельствовал гибель десантников 350 ПДД и экипажа ИЛ-76, погибших 25 декабря 1979 года. Отыскали чёрный ящик, секретный портфель штурмана самолёта и останки человеческих тел. Живых и раненых не обнаружено».

НАЧАЛО БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

Из документов, предоставленных В.П. Савицким. «С 10 на 11 декабря 1979 г. гв. 103 ВДД, дислоцированная в г. Витебск и пгт Боровуха-1, была поднята по боевой тревоге и в полном составе 25-26 декабря под командованием командиров-первопроходцев десантировалась на аэродромы Кабул и Багарм ДРА».

«25 декабря 1979 г. 103-я ВДД под командованием генерал-майора Рябченко Ивана Фёдоровича первой из советских подразделений по боевому десантировалась посадочным способом на аэродромы Кабула и Баграма посредством 343 самолётов пяти военно-транспортных авиационных дивизий и четырёх отдельных военно-транспортных авиационных полков военно-транспортной авиации ВС СССР в ходе операции «Байкал-79».

Фото: из газетных материалов

Сутки понадобилось десантникам, чтобы занять стратегически важные объекты в афганской столице и на авиабазе Баграм: аэродром города Кабула, здания министерств и штабов афганской армии, тюрьму для политзаключённых Пули-Чархи, телецентр, узел связи, радио Афганистана. При взаимодействии с десантниками 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка подполковника Николая Сердюкова десантники 103-й ВДД блокировали и разоружили располагавшиеся в Кабуле и Баграме воинские части и соединения вооружённых сил ДРА.  27 декабря 1979 года в ходе штурма дворца Тадж-Бек первые потери понёс 345-й ОПДП. К 28 декабря 1979 года Кабул и Баграм полностью оказались под контролем витебских и ферганских десантников».

В письме председателю совета глав государств СНГ Касым-Жомарту Токаеву сказано, что из 47 погибших, летевших на борту этого самолёта, были уроженцы Казахской ССР.

«Смирнов Юрий Николаевич, гвардии рядовой, электромеханик, род. 18.09.1958 г. в г. Целинограде. В ВС СССР призван 01.11.1978 г. Алексеевским РВК Целиноградской области. Погиб 25.12.1979 г. в авиакатастрофе при подлёте к аэродрому г. Кабула. Награждён орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен в Целинограде (Астане).

Фраймут Иван Оскарович, гвардии рядовой, повар, род. 23.05.1959 г. в г. Копейске Челябинской области. В ВС СССР призван 03.05.1978 г. Алексеевским РВК Целиноградской области КазССР. Погиб в авиакатастрофе при выполнении боевого задания 25.12.1979 г. Награждён орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен в с. Трудовое Алексеевского р-на Целиноградской (Акмолинской) области, где в память о нём на здании средней школы установлена мемориальная доска.

Гребенюков Сергей Алексеевич, гвардии рядовой, стрелок, род. 14.06.1961 г. в г. Ленгере Чимкентской области. В ВС СССР призван 01.11.1979 г. Ленинским РВК г. Алма-Аты. Погиб 25.12.1979 г. в авиакатастрофе при подлёте к аэродрому г. Кабула. Награждён орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен в г. Ленгере.

Хашиев Ахмед Бексултанович, гвардии рядовой, пулемётчик, род. 20.04.1960 г. в г. Караганде. В ВС СССР призван 04.05.1978 г. Пригородным РВК Северо-Осетинской АССР. Погиб 25.12.1979 г. в авиакатастрофе при подлёте к аэродрому г. Кабула. Награждён орденом Красной Звезды (посмертно). Похоронен на сельском кладбище в с. Донгарон Пригородного р-на Северо-Осетинской АССР.

Открытие памятника состоится в микрорайоне Боровуха-1 Республики Беларусь, где до ввода советских войск в Афганистан базировался 350-й парашютно-десантный полк. Ветераны-интернационалисты 350-го ПДП Герой Советского Союза А.П. Солуянов, Герой Российской Федерации Г.А. Исаханян», – говорится в документе.

Фото: из газетных материалов

ПОИСКИ ЧЁРНЫХ ЯЩИКОВ

Из документов: «Катастрофа ИЛ-76М, 25.12.1979 года.

Тип самолета ИЛ-76М. Место происшествия – в горах (Афганистан). Командир экипажа – гвардии капитан Виталий Васильевич Головчин, командир авиационного отряда 128 гв. втап г. Паневежис, Литва.

Условия: ночь, снегопад. Столкновение с вершиной горы хребта Гиндукуш на высоте 4269 м над уровнем моря в 36 км от пункта назначения у н.п. Сурхи-Парса на траверзе АБ Баграм, примерно посередине прямой дистанции между Кабулом и Баграмом при снижении для посадки на аэродром Кабул (ДРА) в условиях отсутствия навигационной помощи с земли».

Место крушения самолета обнаружили с вертолета. Отклонившись от схемы захода, в 19:33 по московскому времени ИЛ76М врезался в гребень горы. Все находившиеся на борту 47 человек – семь членов экипажа, три офицера ИАС 128-го военно-транспортного авиационного полка и 37 десантников – погибли. Это была крупнейшая авиакатастрофа в Афганистане, первые жертвы советских ВВС в Афганской войне.

Для проведения поисковой операции руководством МО СССР была создана группа спортсменов-альпинистов Среднеазиатского военного округа – чемпионов СССР. Ильинскому по телефону сообщили, что надо срочно вылетать в Душанбе на спасательные работы, предложили собрать группу и быть готовыми к работе на высоте до 6000 м. В состав группы вошли служащий ВС САВО, старший тренер по альпинизму, руководитель группы Ерванд Ильинский, служащий ВС САВО, тренер по альпинизму Юрий Попенко, спортактив САВО – Казбек Валиев и Валерий Хрищатый, прапорщики САВО Николай Пантелеев, Вадим Смирнов, Григорий Луняков, врач команды Сергей Фомин.

Альпинисты удивились, когда на военном аэродроме в Николаевке им предложили сдать документы, получить оружие, радиостанцию и десантные аптечки. А во время полета на борту вдруг загудел рожок и прозвучал голос: «Проходим государственную границу». Группу разместили в штабе ВВС и ПВО вооруженных сил Афганистана, который находился в пределах авиабазы Кабул, показали карту и поставили задачу. Ильинский предложил слетать на разведку к месту крушения, и стало понятно, что добраться в нужную точку будет непросто. Пилоты не видели возможности сесть. Можно использовать технику, доехать до подножия, а потом подниматься пешком, но это было опасно, так как сопровождающие альпинистов военные не могли двигаться вверх в десантной одежде, неся буржуйки и тяжелые армейские палатки.

Вызвали ответственного за операцию. Прилетел генерал-полковник Гайдаенко, но повторный осмотр места с воздуха не дал результатов. Тогда Ильинский предложил вызвать киргизских летчиков, которые регулярно забрасывали альпинистов в горы. У них свои правила и свои допуски, не все могут летать и садиться в горной местности. Прибыли два киргизских экипажа: Борис Бондорчук, Владимир Сергиенко, Сергей Данилов, Александр Медников, Александр Лосев и Александр Ильинич.

«Место первого занял Сергиенко, – вспоминает Ильинский, – меня посадили посередине. Прибыли в заданную точку, пилот спрашивает:

– Где садиться?

– Вот здесь, на поляне.

Помню, как пилот-полковник замер на своем месте. Снегу было очень много, борт завис над ровной площадкой, мы попрыгали с него и приступили к выполнению задания. ИЛ76М врезался в гору на скорости более 500 километров в час, и что могло остаться от этого самолета и от людей?»

С одной стороны – вершина, за которую зацепился самолет. Напротив – контруклон. Останки были разбросаны в радиусе около километра. От автомашин, которые находились на борту самолета, не осталось ничего. Когда начали поиски, показалось, что останков должно быть больше. Поднявшись на вершину, альпинисты поняли, что надо искать и с другой стороны горы. У каждого был черный полиэтиленовый пакет, куда складывали все, что находили. 1 января Николай Пантелеев нашел черный кожаный портфель с секретными документами, обнаружили разбитые упаковки ящиков, где находились авиационные самописцы. Когда находили какие-то приборы, уничтожали их на месте, расстреливая из оружия. Операция была завершена.

 Галина МУЛЕНКОВА

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых