В кафе, ресторанах и уж тем более на сайтах, где можно заказать доставку еды, названия блюд сопровождаются фотографиями. Как правило, именно картинки влияют на наш выбор того или иного блюда, а вовсе не его описание.
Этот феномен называют «серийная зависимость»
Разумеется, составители меню стараются подбирать такие фотографии, которые произведут положительное впечатление. И все мы по опыту знаем, что еда на картинке не всегда соответствует тому, что потом приносит официант или курьер-доставщик.
Учёные из Сиднейского университета (Австралия) исследовали психологический феномен, который заставляет нас переносить оценки одних блюд на другие. То есть мы судим о достоинствах изображённой еды под влиянием тех картинок, которые видели чуть раньше. Этот каскадный феномен они называют «серийная зависимость».
Впрочем, он касается не только еды, но и любых однородных объектов, которые мы оцениваем подряд. Суть в том, что если нам что-то понравилось, это положительное впечатление может повлиять на восприятие следующего объекта в серии. Даже если этот объект не очень хорош, мы можем оценить его выше, чем он того стоит. Аналогичное правило действует в обратную сторону: если нам что-то (в данном случае — блюдо на картинке) не понравилось, это может снизить нашу оценку следующего изображения.
Мужчинам больше нравится высококалорийная пища
Психологи Сиднейского университета Дэвид Элайс и Том Карлсон провели эксперимент, в котором участвовало более 600 человек. Им показывали около 150 изображений разных блюд — от груш до пиццы и от фруктового салата до гамбургеров.
Участники оценивали, насколько калорийной и привлекательной им кажется изображённая еда. Тут и выявился «эффект серийной зависимости». Восприятие калорийности и привлекательности одного блюда зависели от того, что испытуемые видели до этого. И оценка одного и того же блюда у них могла быть разной, если оно фигурировало в другом ряду изображений.
Это значит, что когда люди оценивают фотографии еды, оценка не даётся изолированно. Она всегда несколько смещена в сторону того суждения, которое ей предшествовало.
Также исследование показало, что мужчины склонны считать высококалорийную пищу более привлекательной, чем женщины, но в целом «эффект серийной зависимости» не зависел от пола и был одинаковым у всех участников.
Чем поможет это исследование?
Результаты исследования, опубликованного в Current Biology, помогут психологам разработать эффективные методы лечения пищевых расстройств, таких как булимия или компульсивное переедание, считают авторы. Также они пригодятся маркетологам при составлении меню блюд.
Маркетологам и рестораторам понимание этой зависимости подскажет, как сделать меню более привлекательным, разместив блюда или высококалорийные продукты в той или иной последовательности. Так они смогут влиять на восприятие потребителей и повышать свои продажи.
Но тут возникает вопрос: а нам-то, тем самым потребителям, что с этого? Ведь наш интерес как раз прямо противоположен интересу продавцов и рестораторов — выбрать еду по возможности объективно, не позволив повлиять на наше мнение.
Тут совет простой: старайтесь оценивать блюдо изолированно, делать паузы при изучении меню. Правда, не совсем понятно, как следовать этому правилу на практике, когда на выбор даётся не так много времени. В таком случае, видимо, надо просто помнить об «эффекте серийной зависимости», которому мы все подвержены.
Учёные предполагают, что такой подход может способствовать формированию более здоровых привычек питания.
Дмитрий ПИСАРЕНКО