У каждого своя дорога к Богу
БЫЛО У НАС ВРЕМЯ, КОГДА КОМСОМОЛЬСКИЕ ДРУЖИНЫ СТОЯЛИ В ОЦЕПЛЕНИИ ВОКРУГ ЦЕРКВЕЙ, БДИТЕЛЬНО ОТСЛЕЖИВАЯ, ЧТОБЫ НА ПАСХАЛЬНУЮ СЛУЖБУ НЕ ПРОСОЧИЛАСЬ МОЛОДЕЖЬ. ШКОЛЬНЫМ ДИРЕКТОРАМ ГРОЗИЛА СУРОВАЯ ВЫВОЛОЧКА В РАЙКОМЕ ПАРТИИ, ЕСЛИ У КОГО-ТО ИЗ УЧЕНИКОВ ОБНАРУЖИВАЛСЯ КРЕСТИК НА ШЕЕ. «РЕЛИГИЯ – ЯД, БЕРЕГИТЕ РЕБЯТ»! – С ЭТИМ ЛОЗУНГОМ ДРУЖНЫМИ РЯДАМИ МЫ ШЛИ В СВЕТЛОЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЕ БУДУЩЕЕ. НО ТАК И НЕ ДОШЛИ. [газетная статья]
На одном из перекрестков захотелось повернуть на дорогу, ведущую к храму. Этот путь тоже оказался нелегким и не каждому по силам. Но именно его выбрал наш собеседник – протоиерей Александр Суворов, ключарь Вознесенского кафедрального собора Алматы, секретарь Епархиального совета Астанайской и Алматинской епархии, руководитель отдела Митрополичьего округа по связям с общественностью.
ОПИРАЯСЬ НА НЕБО
– Отец Александр, говорят, в окопах атеистов нет. Но сейчас не война. Не означает ли это, что вера человека в высшие силы ослабевает в спокойные времена? И чем ее тогда удерживать в себе?
– Какие же они спокойные? Пандемия по уровню горя и испытаний вполне сравнима с войной, да и остальные глобальные вызовы природы, социальные конфликты… Но дело не только в этом. Замечательный писатель и философ Фазиль Искандер сказал: «Подобно тому как человек не может устоять на ногах, не опираясь на землю, дух человека не может устоять, не опираясь на небо».
Богоискательство у каждого происходит по-разному. Мне в этом помог, только представьте, Владимир Высоцкий!
– Это и вправду трудно совместить. Учитывая отнюдь не смиренный, далекий от канонических заповедей образ жизни поэта.
– Его глубоко христианское чувство правды, справедливости, которые он нес людям через свое творчество, стоят множества заученных и холодных истин, оставляющих равнодушными. У меня самое любимое его стихотворение «Мне судьба – до последней черты, до креста…». Там строки, которые обжигают, сколько бы ни читал их или наизусть ни проговаривал: «…я до рвоты, ребята, за вас хлопочу, может, кто-то когда-то поставит свечу мне за голый мой нерв, на котором кричу, и веселый манер, на котором шучу».
У нас по воскресеньям в Никольском соборе проходят чайные встречи с молодежью. Недавняя была посвящена Высоцкому. Надо видеть, как их затрагивает доверительность, искренность общения, уходит зажим, они открываются навстречу друг другу. А в нас, к счастью, видят друзей, помощников в поисках истины. Отец Александр, настоятель храма Христа Спасителя, недавно перенес операцию на сердце, пришел на чайную встречу. Был отец Дмитрий (Першин), москвич до недавнего времени и вовсе близкий друг наших ребят, ходят они вместе по нашим горам-лесам, такие следопыты. Владыка Александр, митрополит Астанайский и Казахстанский, долгое время был председателем синодального отдела по делам молодежи. До пандемии мы проводили съезды молодежи в разных регионах Казахстана с насыщенными, интересными программами.
Понимаете, молодые устают жить в подчиненном состоянии, окружающий мир для них как скопище начальников, от семьи до участкового. Они слушают Высоцкого и через его исповедальность под другим углом зрения начинают смотреть на мир. Меня могут укорить, что негоже нагружать юные души откровениями человека, которого свели в могилу алкоголь и наркотики. Но он-то знал про свои грехи, мучился ими, даже стихотворение написал «Я лежу в палате наркоманов», которое заканчивается словами «добровольно принявшие муку». Мне известны многие молодые люди, которых эти слова буквально перепахали, и они смогли преодолеть гибельную зависимость.
СО ВСЕМИ ЧЕЛОВЕКИ МИР ИМЕЙТЕ
– Наверное, не в каждый коллега по священническому сану с вами согласен, особенно из старшего поколения.
– Знаете, церковь – это люди. Из чего складывается ее соборность? Из трех непременных составляющих: в первую очередь прихожане, затем духовенство и иерархи. Ни одну часть из триединства ни вычленить нельзя, ни поменять местами.
– Вы полагаете, что участники ваших встреч и съездов непременно станут церковными прихожанами?
– Главное, что они с нашей помощью смогут поразмышлять о жизни, о месте человека в окружающем мире, задуматься над вещами вечными и тленными, переосмыслить свои поступки, точку зрения. Ну а дальше, что Бог даст… Хотя выбор остается за ними. Молодость всегда нелегкое время, пора испытаний. Может быть, сегодня как никогда. Мне сын, которому 20 лет, на днях рассказывает, что какие-то парни выложили в «Инстаграме» отчет о своих «подвигах». Разбивают в хлам с последующим сжиганием роскошные авто типа роллс-ройсов и феррари. Я озадаченно поинтересовался, в чем, говоря на их сленге, прикол. Тихон объяснил, что это блогеры, они заработают на лайках и рекламе гораздо больше, чем стоит сожженное авто.
У НАС ПО ВОСКРЕСЕНЬЯМ В НИКОЛЬСКОМ СОБОРЕ ПРОХОДЯТ ЧАЙНЫЕ ВСТРЕЧИ С МОЛОДЕЖЬЮ. НЕДАВНЯЯ БЫЛА ПОСВЯЩЕНА ВЫСОЦКОМУ. НАДО ВИДЕТЬ, КАК ИХ ЗАТРАГИВАЕТ ДОВЕРИТЕЛЬНОСТЬ, ИСКРЕННОСТЬ ОБЩЕНИЯ, УХОДИТ ЗАЖИМ, ОНИ ОТКРЫВАЮТСЯ НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ.
Думаю, итог просмотров очевиден. Одни восхитятся и захотят повторить, другие позавидуют и озлобятся, третьи впадут в уныние. Вот вам пример того, что социальные сети, множественные мессенджеры, призванные людей соединять, часто, напротив, разводят их по разные стороны, плодят агрессию. Побеждает картинка, а должно – слово. Оно ведь было вначале, и слово было «Бог». Мы и стараемся нести правильные слова к душам молодых людей.
– Возможно, стоит для этого объединить усилия представителей всех конфессий? Ведь ни одна из мировых религий не учит разрушать, умножать зло.
– У нас создан Клуб лидеров традиционных религий. Мыдружески и плодотворно общаемся с католиками, протестантами, мусульманами, у нас множество общих проблем и вопросов для обсуждения. Кстати, протестанты недавно подарили нам пятьсот экземпляров Библии, которые раздаем взрослым, принявшим крещение. Наверное, многие не знают, что когда она была в бывшем Союзе под запретом и не издавалась, то разными путями нам отправлял ее Запад, первые массовые тиражи легально пришли из Брюсселя. Такое сотрудничество отнюдь не означает потерь своих принципов, отход от веры и ее постулатов.
Открываем Библию и читаем у Апостола Павла: «Аще возможно, еже от вас, со всеми человеки мир имейте» (Рим. 12:18).
– А уж на бытовом уровне примеров межнационального единения сколько угодно. Казахи ныряют на Крещение в прорубь, красят на Пасху яйца и покупают куличи, русские с удовольствием отмечают Наурыз.
– И нам, священнослужителям этих конфессий, не надо упрекать свою паству в кощунствах. Просто хочу уточнить для всех: хоть закупайтесь в ледяной воде, никакого отпущения грехов не произойдет. Отцы церкви, наоборот, предостерегали от такого легкомыслия, могущего обернуться большой бедой. Только покаяние и молитва очищают человека от грехов.
ИСТОРИЯ ДАЛЕКАЯ И БЛИЗКАЯ
– С другой стороны, в христианском мире не преодолен раскол между православием и католицизмом…
– Это тяжелая история случилась в 1054 году. Точнее назвать ее разделом на Восток и Запад. Получая второе высшее образование на юрфаке Санкт-Петербургского университета профсоюзов, я защитил диплом по теме «Влияние религиозных объединений на международные отношения». Абсолютно уверен, что раскол был с самого начала вызван политическими причинами, борьбой за политическое влияние между Римом и Константинополем.
Собственно, само это разделение на Восток и Запад произошло в еще более далеком 395 году. Умер император Феодосий I, последний правитель единой Римской империи, когда оба великих города находились в едином и мощном государстве. В результате между ними образовалась конкуренция, а нашествие гуннов под предводительством Аттилы в пятом веке окончательно их развело, оформив в две геополитические силы – условно Европу и Москву.
Принцип этого деления остается по сегодняшний день, и религиозные мотивы, по сути, вторичны. Взять хотя бы названия наших конфессий, они одинаковы: «католический» в переводе с греческого означает «соборный». Соборность же лежит и в основе православия. Разница только в произношении. Но это было изначально. А вот позже борозда разделения оставила уже более глубокие шрамы, в том числе и по принципиальным вопросам богословия.
– Остается надеяться на мудрость грядущих поколений, которые смогут разрешить накопившиеся противоречия. И жить сегодняшним днем.
– Добавлю: в котором происходит масса интересных событий. Для меня одним из них стала встреча с историком Борисом Железняковым, учеником знаменитого казахстанца Карла Байпакова. Темы его научных исследований многообразны и глубоки: религии древней и средневековой Центральной Азии, археология, наскальное искусство и его интерпретации.
Для многих это прозвучит открытием, но одна из древних форм христианства, несторианство, возникла именно на нашей территории в V веке. Первоначально тему христианства в Туркестане в домонгольский период изучал в IX-XX веках российский востоковед Василий Бартольд. В этом смысле казахская земля сродни Иерусалиму и может считаться колыбелью главных мировых религий. Борис подарил мне свою монографию по исследованиям петроглифов, мы будем на сайте и «Телеграм»-канале Вознесенского собора размещать интереснейшие познавательные материалы его научных работ.
Бог дышит где хочет… Он действует совсем не так, как мы себе представляем. Нам хочется взять его, поместить в уголочек, отвести в определенное место, а на самом деле он везде. Образ божий – это творчество. Откуда возникает желание писать стихи, музыку, картины, делать открытия? Из глубин души, связанной с Богом, даже если она того не осознает. Как бы открывается канал прямой связи между творцом Богом и человеком, ощутившим благодать гармонии. Уверен, что эта божественная волна накрывала с головой и нашего мятежного Высоцкого, и моего любимого канадского барда Леонарда Коэна с его щемящим и нежным синглом «Танцуй со мной до конца любви».
Светлана СИНИЦКАЯ