Кого действительно кормят иллюзии, так это иллюзиониста
ГРАНДИОЗНЫЙ ПРОЕКТ, Н Е ИМЕЮЩИЙ АНАЛОГОВ В МИРЕ. СУХОЙ ПОРТ, СПОСОБНЫЙ СОЗДАТЬ КОНКУРЕНЦИЮ МОРСКИМ ГАВАНЯМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА, ГАМБУРГА И БАРСЕЛОНЫ. МИНИ-ДУБАЙ В ЦЕНТРЕ ЕВРАЗИИ. ИМЕННО ТАК ПРЕДСТАВЛЯЛИ НА ПЛАСТИКОВОМ МАКЕТЕ И В РЕКЛАМНОМ 3D-ВИДЕОРОЛИКЕ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (МЦПС) «ХОРГОС» НА КАЗАХСТАНСКО-КИТАЙСКОЙ ГРАНИЦЕ В 2010 ГОДУ, КОГДА ЕГО ВПЕРВЫЕ ПРЕЗЕНТОВАЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ МАСС-МЕДИА. [газетная статья]
КЛАССНО БЫЛО НА БУМАГЕ
Этот «город для бизнеса», логистический центр, застроенный небоскребами, гипермаркетами, спортивными и культурными сооружениями, отелями и ресторанами, согласно плану, уже четыре года как должен функционировать в полный рост. Однако, как обычно у нас бывает, что-то в этом деле пошло совершенно в другую сторону.
«Строительство специальной экономической зоны «Хоргос – Восточные ворота» имеет стратегически важное значение не только для Казахстана, но и для всего мира», – говорил Нурсултан Назарбаев, который в своё время уделил этому вопросу особое внимание в своей программе развития страны «Нурлы жол».
Макет этого чудо-города в тот момент, когда всё начиналось, без слов давал понять, что сверкающий стеклами высоток город-сад даст колоссальный импульс дальнейшему развитию экономики страны и привлечёт в своё лоно крупных бизнесменов как минимум из половины всех стран, что есть в мире.
На стадии планирования территории под колоссальное строительство, где в обозримом будущем должен был появиться центр, неоднократно приглашались журналисты, которым рассказывали, что реализация грандиозного и при этом уникального инвестиционного проекта идёт полным ходом. Говорили о том, «что уже сегодня можно наблюдать, насколько высокими темпами ведутся работы по возведению водозаборных сооружений, инженерных сетей, систем водо- и теплоснабжения, канализации и связи».
Показывали, как возводится кольцевая автомобильная дорога протяжённостью около 10 километров и шириной 14 метров. Как параллельно ей строится объездная автодорога, предназначенная для транзитного грузопотока в КНР протяжённостью 7 километров. Демонстрировали единственное возведённое здание корпуса контрольно-пропускного пункта, через которое сегодня люди попадают на территорию центра. И гордо заявляли, что он не имеет ничего общего с тем, что мы привыкли подразумевать под аббревиатурой КПП.
– Это сооружение площадью 12 тысяч квадратных метров по своим размерам сопоставимо с пассажирскими терминалами крупнейших аэропортов мира, – говорил тогда руководитель проекта. – Построено оно по принципу аэропорта. Здесь будут осуществляться пограничный, таможенный, ветеринарный и другие виды контроля.
А затем, в подтверждение сказанному, следовал краткий финансовый отчет: «Из выделенных государством 45 миллиардов тенге на данный момент мы освоили 24 миллиарда. Сейчас активизировали работы по запуску первой очереди комплекса, которая будет предназначена для людского потока. Это значит, что любой инвестор сможет свободно сюда попасть и, оценив ситуацию самостоятельно, принять решение о вложении средств. Большая часть проектов в МЦПС – это огромные торговые комплексы, гостиницы, развлекательные помещения и даже Диснейленд. Общий объём ожидаемых инвестиций – более 150 млн долларов».
Согласно всем этим реляциям, уже в то время наблюдался интерес к будущему МЦПС со стороны бизнес-кругов многих стран. Помимо отечественных и китайских предпринимателей в «Хоргос» зачастили представители бизнес-структур стран СНГ и Европы. Сообщили, что пока остальные приценивались, к строительству собственных терминалов уже приступили японцы.
ЗОНА ПОВЫШЕННОЙ КОРРУПЦИИ
Итак, полномасштабное функционирование МЦПС должно было начаться в 2018 году. По генеральному плану с того времени граждане любой страны, законно пребывающие на территории Казахстана и Китая, должны были получать возможность свободно попадать на территорию центра и находиться там 30 суток, в течение которых бизнесмены могли бы выбирать продукцию и заключать договоры о поставках, а туристы – просто отдыхать.
Согласно генеральному плану к сухому порту прилегает логистическая зона, где должны разместиться оптовые склады, базы для сбыта и хранения. В индустриальной же зоне должны были расположиться производства в сфере сельскохозяйственной, пищевой, легкой и тяжелой промышленности.
По замыслу, МЦПС «Хоргос» уже вовсю должен был конкурировать с такими портами, как Барселона, Марсель, Гамбург или Санкт-Петербург, отбирая у них значительную часть транспортировки товаров из Китая посредством уже почти достроенного автокоридора Западная Европа – Западный Китай и железнодорожной магистрали, входящей в инфраструктуру экономического пояса «Шёлковый путь». А поэтому к проекту в начале действительно проявили живой интерес многие страны, в числе которых Турция, Вьетнам, Сингапур, Южная Корея, Япония и другие.
Однако все эти годы СМИ неоднократно писали о скандалах, периодически сотрясавших будущий город-сад. О том, как руководители управляющей компании, отвечающей за реализацию суперпроекта, едва усевшись в кресло, тут же начинали «ковать железо, не отходя от кассы». А нерадивые строители строили так, что потом приходилось все перестраивать.
К примеру, в 2010 году были сообщения о том, что часть инфраструктуры снес селевой поток. Причина оказалась в том, что некоторые объекты строились в непосредственной близости к реке. После этого государство выделило 300 млн тенге на укрепление её русла.
А затем последовали уже до боли привычные уху каждого казахстанца коррупционные скандалы. Одни руководители управляющей компании отмыли на строительстве объектов не то 300, не то 400 млн тенге. Их на этом поймали и отправили за решётку. После них пришли другие и украли еще 200 миллионов. И тоже отправились в места не столь отдалённые.
Вместо них пришёл новый президент МЦПС, который после назначения на должность прямо перед объективами телекамер и фотоаппаратов благодарил руководство страны за оказанное ему высокое доверие и сокрушался по поводу того, как ему становится за державу обидно, когда он видит, что на сопредельной стороне объекты появляются как грибы после дождя, тогда как у нас ещё и конь не валялся.
Однако потом и он попал в руки правоохранителей. Прямо при получении взятки в миллион долларов. Как оказалось, мзду он требовал за допуск строительной компании к возведению инфраструктуры. Проще говоря, за выигрыш тендера. И никто этому не удивился. А чему тут удивляться? Не надо из нас делать наивных и ничего такого не видавших дилетантов. Знаем мы, что и как, вот только не всегда знаем – сколько…
После того как стало ясно, что такими темпами мы город-сад построить не сможем, началась свистопляска с передачей МЦПС в управление то одной компании, то другой, то третьей. Споры по поводу включения его в состав свободной экономической зоны (СЭЗ) «Хоргос – Восточные ворота». В общем, строительство приходилось всё время куда-то откладывать.
БИЗНЕС-СИТИ? А ЗАЧЕМ, НАМ И БАЗАРА ХВАТИТ
В итоге на сегодняшний день по прошествии двенадцати лет с первой презентации там вместо обещанного бизнес-сити просто базар, на котором продаётся дешёвый китайский ширпотреб. Со всеми его элементами – толкучками, руганью, ворами-карманниками и сомнительными личностями, предлагающими свои услуги по переносу груза через границу в случае сверхлимита. (Лимит – 50 килограммов на человека.) И никакого намека на цивилизацию.
А город-сад, видимо, ещё в грандиозном проекте, реализация которого, по всей видимости, так и останется для нас одной из многочисленных проблем. На годы вперёд.
Айдар ЕРМЕКОВ