Мысли глобально, действуй локально!
КОГДА ОТ ПЛОДОВОГО ДЕРЕВА ИЛИ УРОЖАЯ НА ГРЯДКЕ ХОТЯТ ОТПУГНУТЬ ПРОЖОРЛИВЫХ ВОРОН И ГРАЧЕЙ, ТО СТАВЯТ ЧУЧЕЛО. ОНО ИМЕЕТ ОБЛИК ВПОЛНЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ: В ШЛЯПЕ, С ПОМЕЛОМ, В РАЗВЕВАЮЩИХСЯ ДЛИННОПОЛЫХ ЛОХМОТЬЯХ. ПОХОЖЕ, ЕСТЬ В ЭТОМ НЕКИЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЙ СИМВОЛ – МАЛЫЕ ЧАДА ПРИРОДЫ БОЯТСЯ БОЛЬШИХ «ВЕНЦОВ ТВОРЕНИЯ». НАС С ВАМИ. КАК И ПРИРОДА В ЦЕЛОМ – ПОСЛЕ ТОГО, ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ С НЕЙ ЕЖЕЧАСНО И ГОД ЗА ГОДОМ… [газетная статья]
ХОББИ, КРЕДО И ПРИЗВАНИЕ
Елена Варганова относится к той немногочисленной части человечества, которая действует в прямо противоположном, созидательном, направлении. Притом что она всего лишь учитель школы№16 города Темиртау. Закончив биолого-географический факультет КарГУ в 1988 году, могла бы спокойно преподавать школьникам соответствующие дисциплины, но почему-то решила свою педагогическую судьбу начать с пионервожатой. Потом-то станет ясно и самой, и окружающим, что шаг был абсолютно верным. Энтузиазм и подвижничество, которыми она зажигала сердца красногалстучной ребятни, с упраздненной идеологией не исчезли, а очень даже пригодились при осуществлении многочисленных проектов, в чем помогают ей нынешние ровесники былых пионеров.
Она говорит о себе: «Я учитель экологии. Это мое хобби, мое кредо, мое призвание». Елена вплотную занялась учительством больше двадцати лет назад, когда увлеклась инклюзией по модели «экология – диалектика». Модель включала в себя форму взаимодействия человека с окружающим миром, будучи не просто наукой, но пронизывая все школьные предметы, весь учебный и воспитательный процесс. Позже она зарегистрирует общественное экологическое объединение «Отражение», не в ущерб школьным делам, а скорее как их продолжение.
Это давалось не так-то легко. При отсутствии компьютеров и интернета приходилось подбирать соответствующую тематику по журналам и газетам. Даже русские народные сказки шли в ход: на основе Колобка и Иванацаревича можно было написать сценарий и разыграть у школьной доски.
Елена давно уже не работает традиционно. Ее уроки – это тренинги, когда обычный класс превращается в свободное пространство, где можно передвигаться, разговаривать шепотом и в полный голос, петь, задавать вопросы. Обучение для Елены Варгановой означает взаимодействие всех участников процесса, умение работать в команде.
Стало гораздо проще, когда она подтянула за собой буквально всю школу. Когда уроки физики и литературы, математики и русского начали преподавать не традиционно, а через экологизацию. Например, ведут подсчет мусора во всех компонентах, определяют его стоимость, на уроках труда мастерят поделки из вторсырья, которое обычно ушло бы на свалку. К счастью, никто из учителей не воспринял такую всеобъемлющую идею как посягательство на свои педагогические методики. Школа №16, теперь экологическая, единственная в городе, области. Пожалуй, и в стране с такой степенью углубленности в природосохраняющие вопросы найдутся единицы.
НАУКА О ДОМЕ
Экологию можно рассматривать с позиции высокой науки. А Елена уверена, что это наука о доме, который должен быть уютным, комфортным и безопасным. Для этого надо непременно выполнять три условия: рассматривать себя любимых как живые организмы, влияющие на окружающую среду, учитывать экономический и финансовый компонент и социум, в котором живем. Мы же привыкли любую проблему рассматривать с поиска виноватого, которого обычно сами и назначаем. Поэтому перспективно и логично, когда еще в детском возрасте человек начинает соображать, какие электроприборы его окружают, сколько энергии потребляют лампочки, какова ее стоимость и что такое энергосбережение.
Ему надо призадуматься, сколько необходимо сжечь топлива самому грязному предприятию, ТЭЦ, для выработки электроэнергии, для снабжения наших квартир теплом и горячей водой. Какие расходы можем мы снизить не выходя из дома и, соответственно, уменьшить степень участия в загрязнении мира вокруг. Иными словами, начни с себя, а потом размышляй о глобальных природных катаклизмах. Семилетний внук Елены не пройдет мимо брошенной на земле батарейки, обязательно поднимет и положит в специальный ящик, потому что ее нельзя смешивать с общим мусором.
Ну а дальше можно устраивать научно-практические конференции, марафоны, выставки, создавать эколаборатории. На День Земли приглашать работников АО «Арселор Миттал Темиртау», участвовать с ними в отборе проб воздуха.
Республиканская инициатива «Эко Асар» дала простор креативному творчеству детей и взрослых, независимо от профессий и должностного уровня. Елена Варганова в роли амбассадора Министерства экологии, геологии и природных ресурсов развернулась со всем пылом и ответственностью. Например, на предприятии «Гордорсервис» ребята занялись выяснением проблем мусорных площадок, тем, кто за них отвечает, из чего состоит цена на вывоз мусора и какой контейнер самый эффективный. Выяснилось, что и сами сотрудники офиса не вполне владеют информацией, и дотошное участие школьников подтолкнуло тех к более качественному исполнению производственных обязанностей.
ЕЛЕНА ВАРГАНОВА ДАВНО УЖЕ НЕ РАБОТАЕТ ТРАДИЦИОННО. ЕЕ УРОКИ – ЭТО ТРЕНИНГИ, КОГДА ОБЫЧНЫЙ КЛАСС ПРЕВРАЩАЕТСЯ В СВОБОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО, ГДЕ МОЖНО ПЕРЕДВИГАТЬСЯ, РАЗГОВАРИВАТЬ ШЕПОТОМ И В ПОЛНЫЙ ГОЛОС, ПЕТЬ, ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ.
Потом серьезные представители экологической школы во главе с Еленой Петровной решили наведаться к депутатам городского маслихата и провести с ними занятие. Для этого, конечно, пришлось представителей власти сначала убеждать в целесообразности такой встречи, предоставлять план, перечень вопросов… Все же двери акимата открылись для ребят и учительницы. Депутаты были готовы к лекции, но никак не ожидали, что каждому их них придется вылавливать мусор удочкой из условного озера и закидывать упаковки в контейнер. Далее озадаченные депутаты узнали, что на совещаниях не стоит использовать бутилированную воду, чем следует заменить бутылки и куда их потом сдавать. Урок для депутатов шел в прямом эфире, что вызвало, как вы понимаете, бурю эмоций у жителей города.
УЧИМСЯ САМИ, УЧИМ ДРУГИХ
Спросила у Елены Петровны, как отражается такая педагогическая система на детях, есть ли благие перемены? Она объяснила, что научные разработки, как правило, рассчитаны на детей одаренных, с высоким уровнем способностей. А в реальности надо работать со всеми, в том числе с «середнячками», а то и просто слабыми. Вот Лиза Черкашина. Всегда была скромной, неуверенной в себе. Выйти на большую аудиторию ей давалось с трудом. Елене пришлось изрядно потрудиться, чтобы девочка раскрепостилась, поверила в себя. Зато сейчас готовит и с блеском защищает свои проекты, самостоятельно проводит тренинги, в том числе онлайн, легко дает интервью и является лицом школы.
Китайская мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь». Елена строит модель взаимодействия всех со всеми. Она выбирает среди ребят тех, кто хочет научиться, чтобы еще обучать других. Это расширяет и ее возможности, потому что в одиночку можно провести десяток занятий, а с качественно подготовленными тремя учениками – сразу тридцать. Поэтому Елена выбрала еще одно направление – экотимбилдинг, и ее ученики смогли стать наставниками для детей с особенностями речевого развития и ментальными нарушениями. Школьники проводят с ними игровые занятия по экологии, и это особая форма экологического просвещения. Интересная, доступная и практичная.
А СЛАВА ТЕБЯ НАЙДЕТ…
Однажды Елена задумалась, все ли правильно делает в родной профессии, и решила повести анонимный опрос, что о ней думают окружающие. Итог превысил разумные ожидания и даже вогнал в краску: правильная, ответственная, неравнодушная, понимающая, пробивная, мудрая, уникальная, активная, целеустремленная, решительная… Ну как после этого не держать взятую высоту!
Когда пришло сообщение о возможности побороться за звание «Учитель Казахстана – 2020», то именно ученики инициировали ее участие, потому что сама, как обычно, была по горло занята неотложными делами. В результате стала Елена Варганова одним из десяти победителей и лауреатов национальной премии. Церемония награждения с вручением ценных подарков прошла в ноябре минувшего года в Алматы.
Еще одной наградой стало представление Казахстаном десяти учителей-лауреатов для участия в отборочном туре глобальной премии «Учитель мира». В прошлом году премию и $1 млн получил сельский учитель из Индии. Теперь будем держать кулачки за всех наших. Ну а ребята из 16-й темиртауской – конечно, за Елену Павловну Варганову.
Светлана СИНИЦКАЯ