Примерное время чтения: 4 минуты
229

МИГ между прошлым и будущим

Из каждых ста новостей, с которыми мы ежедневно сталкиваемся, действительно полезная только одна, все остальное – информационный шум [газетная статья].

Алимжан Бисембаев, digital-маркетолог и спикер нашего 2023-го очередного конкурса на финансирование проектов по медиаграмотности (Эдьютон-2023), отметив, что в среднем жители стран Центральной Азии проводят в соцсетях от 2,5 до 6,5 часа в день, предложил простой расчет. Возьмите размер своей зарплаты, разделите на 220 рабочих часов в месяц и получите стоимость вашего рабочего часа. Дальше умножьте эту цифру на четыре часа, ежедневно проводимых в соцсетях. Вывод – слишком дорого стоит время, которое мы не отдыхаем, не проводим с семьёй, не зарабатываем, не получаем новую полезную информацию, чтобы потом применить для своего развитии. Один из эффективных путей избежать такого фактического обнищания – повысить собственную медийно-информационная грамотность (МИГ). Она необходима, чтобы умело находить нужную, достоверную и ценную информацию. Критически анализируя ее содержание, можно сразу выяснять, чьи и какие точки зрения в ней выражены.

Только медиаграмотный человек может определить, как организации и учреждения выполняют свои обязанности. Он понимает свои права на информацию, на свободу убеждений и их свободное выражение. Медиаграмотность помогает осознать, в каких формах информации присутствует потенциальная необъективность – из-за личных, экономических или политических интересов тех, кто ее создает. МИГ позволяет человеку ясно видеть и конструктивно мыслить, осознав, что доверие к социальным институтам не должно быть слепым. Принято считать, что «мы есть то, что едим». Но в данном случае ни количество потребляемой информации, ни виртуозное владение современными девайсами не делают человека автоматически медиа грамотным.

Весной 2019 года мы провели социологические исследования медиапотребления в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане – с целью определить уровень медиаграмотности населения. Технические достижения предоставляют новые возможности для обучения, обсуждения и самовыражения, но они требуют и совершенно нового понимания того, что такое информация, как она появляется и как распространяется в онлайн- и офлайн-среде. Должны быть переосмыслены и другие связанные с этим проблемы – от понимания самой сущности медиа, которым сегодня может быть каждый человек, до этики и конфиденциальности данных, влияния алгоритмов и искусственного интеллекта. Два года назад мы повторили опрос и теперь готовимся к финальному исследованию.

Наш проект MediaCAMP существует пятый год, продвижение медийно-информационной грамотности – одно из трех его направлений. Мы начали с создания учебных ресурсов для преподавателей университетов, создали первый учебник по медиаграмотности для школьников. Проводим тренинги, организовали устойчивый пул экспертов и тренеров по МИГ, работаем со всеми категориями населения, в том числе на национальных языках. Но еще очень много нерешенных вопросов. Например, наша учебная программа по медиаграмотности для восьмиклассников неожиданно дополнилась финансовой грамотностью. Да так, что от наших тем остались малые «хвостики». Решили впрячь в одну «телегу» всё сразу. Не представляю, как быть учителю, которому выпала участь вести такой предмет.

Не обходится без заблуждения, когда путают журналистское и медиаобразование. Первое готовит людей для профессиональной работы в средствах массовой информации, второе – для всех людей, с детства до глубокой старости, основанное на необходимости критической оценки любого медиаконтента. Причём иногда именно журналисты способствуют продвижению в обществе явно сомнительной информации. Яркий тому пример, когда наши профессиональные медиа стали активными посредниками в распространении непроверенных слухов, пригласив во время локдауна врачей-антиваксеров на республиканский государственный канал «Хабар». У инфодемии последствия не легче, чем от пандемии.

Мы живем в медиатизированном обществе, медиа низвергают с олимпа любые авторитеты, выстраивают собственную повестку дня и свободно манипулируют общественным мнением, и только журналист, следующий профессиональным стандартам и этике, использующий исключительно достоверные факты, может сыграть неоценимую роль в продвижении медиаграмотности своих читателей на всех уровнях общества.

Будущее демократии в наших странах, наша способность отвечать на разнообразные вызовы дезинформации, в том числе и агрессивной, милитаристской пропаганды, зависят от того, насколько каждый из нас умеет «думать критически и кликать с умом», от повышения всеобщего уровня медийной и информационной грамотности.

Гульнар Асанбаева, кандидат философских наук, региональный консультант по медиаграмотности проекта MediaCAMP представительства Internews в Казахстане

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых