Примерное время чтения: 9 минут
318

Кто светел, тот и свят

Церковь – это прежде всего народ

ВО ВРЕМЯ ОДНОГО ИЗ ПОСЕЩЕНИЙ СТОЛИЧНОГО СВЯТОУСПЕНСКОГО СОБОРА ПЕРВЫЙ ПРЕЗИДЕНТ КАЗАХСТАНА НУРСУЛТАН НАЗАРБАЕВ ПРОВОЗГЛАСИЛ: «КАК ПТИЦА НЕ МОЖЕТ ЛЕТАТЬ С ОДНИМ КРЫЛОМ, ТАК И ГОСУДАРСТВО. ОБА КРЫЛА – ИСЛАМ И ПРАВОСЛАВИЕ – ОСНОВНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ КОНФЕССИИ В НАШЕЙ СТРАНЕ. ВСЕ МЫ ЛЮДИ, ЕДИНЫЕ НА ЭТОЙ ЗЕМЛЕ, НО МЫ РАЗНЫЕ, ПО ЯЗЫКУ, ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ, ПО РЕЛИГИИ. НО ВЕЛИКОЕ ТЕРПЕНИЕ ВСЕГДА ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ ДЛЯ МИРНОЙ ЖИЗНИ». [газетная статья]

За две эти важнейшие опоры социального и политического равновесия страны, её духовности и сокровенных нравственных принципов во многом ответственны те, кто взял на себя подвижническую миссию – нести слово божественной истины людям. Один из них – протоиерей Александр Суворов, ключарь Вознесенского собора, председатель отдела Казахстанского Митрополичьего округа по взаимоотношениям церкви и общества.

Александр Суворов.
Александр Суворов.

ЗЕМЛЯ АНТИМИНСА

– Отец Александр, очевидно, что церковь в курсе всех мирских дел, а для нас церковная жизнь часто покрыта тайной и не очень понятна. Что сегодня в ней происходит?

 – В этом году исполнилось 10 лет регистрации Казахстанского Митрополичьего округа, иными словами все эти годы православная церковь Казахстана представляет собой условно самостоятельную структуру. С 2010 года Предстоятелем нашей церкви является митрополит Астанайский и Казахстанский Александр (Могилев). Именно на его время пришелся эпохальный период становления нашей церкви как единой структуры.

– Такой статус означает независимость от Московской патриархии?

– Не совсем. Все кадровые решения по епархиям и кафедрам по-прежнему принимаются Москвой. Правда, приходится отметить, что ей в целом безразлично, что происходит в церковной жизни Казахстана. Навскидку не каждый чиновник из патриархии даже быстро отличит Казахстан от Кыргызстана — для Москвы это, извините, что-то азиатское и далекое. Такое понимание отрицательно сказывается на жизни приходов и православных граждан страны. На кафедры порой назначаются епископы, которые никогда не бывали прежде в Казахстане, не знают особенностей страны, ментальности нашего населения. Им трудно понять принципы работы с органами власти, которые за 30 лет уже значительно отличаются от российских.

– Стоит задача «отпочковаться» от Москвы, по примеру Киева?

– Ни в коем случае! Мы являемся нерушимой структурой Московского патриархата. Мы – каноническая его часть и у нас нет ни стремления, ни помыслов войти, например, в Константинопольскую патриархию, как это совершила Православная церковь Украины. Наша основа создана великими подвижническими трудами иерархов, приезжавших сюда из России, строивших храмы, учивших людей слышать и понимать учения святых отцов. А разве можно забыть, уменьшить или отринуть труды и страдания в трагической истории ХХ века!

Святейший патриарх Алексий II назвал землю Казахстана распростертым Антиминсом. Так именуется плат с частицами мощей мучеников, на котором совершается литургия. Великим платом, политым кровью страдальцев, стала вся казахстанская степь, где из-за преступных решений размещались Карлаг, АЛЖИР и им подобные места человеческой боли и трагической памяти.

Сегодня время ускорилось, его бег грозит стать безвозвратным, если наша церковь не сможет стать для страны в полной мере своей, национальной, лишь обслуживая русскоязычную часть населения, при этом никак её не объединяя. Мы не издали ни одного справочника, ни одного молитвослова на государственном языке, хотя бы в познавательных целях. Не присоединились к программе переводов Священного Писания.

Да, строятся и благоустраиваются храмы – это хорошо. Но опыт истории демонстрирует, что в любой момент они могут стать просто зданиями, пусть и красивыми. Мне близко определение философа Алексея Хомякова, размышлявшего о вере, об иерархии: церковь – это общество людей, стремящихся в своей жизни исполнять священное писание. Значит церковь – прежде всего народ, а только потом её вместилище. Но пора признать: на улицах другие люди, в чем-то к нам уже безразличные. И не дай Бог стать для них совсем чуждым, не имплементированным элементом в культуру государства.

– Вы говорите об этом как официальный представитель церкви или делитесь личной точкой зрения?

– Второе. Хотя знаю, что мою позицию разделяют многие коллеги по духовному сану, в том числе и московские. Я же родился, вырос и живу на этой земле, связываю с ней будущее и своих детей. Пора нашей церкви свои насущные вопросы развития казахстанских епархий, кадрового резерва, не очень-то видимые с большого расстояния, решать на месте. С меньшим количеством бюрократических процедур, от которых, увы, и церковный мир не свободен. Мы вырастаем из «детских штанишек».

Впервые идея об Экзархате, особой административно-территориальной единице, зарубежной по отношению к основной церкви, была осторожно высказана епископом Туркестанскими Ташкентским – Дмитрием (Абашидзе) еще в 1909-м. Но в годы между Первой русской революцией и Первой мировой войной столичный Петербург был занят более глобальными задачами. Ныне же подобный статус имеют гораздо меньшие по численности приходов и паствы Православные церкви Эстонии, Латвии и Русская православная церковь за границей.

ДУША, КАК ЭНЕРГИЯ, ВЕЧНА

– В нашей общей истории войны сменяются то революционными переворотами, то вселенским мором… Не щадят они и отцов церкви. Горький пример тому немалые жертвы среди них во время пандемии. Что даёт вам силы не потерять веру и продолжать служение?

– Извечный вопрос: почему Бог не спасает людей? А мы, священнослужители, такие же люди. В какой мере Господь защищает человека, ни я и никто другой вам не скажет. Но нам открыто главное – не всё меряется земной жизнью. Она не является конечной для человека, чья душа, как энергия, вечна. В Священном Писании сказано, что Царствие Божие внутри нас (Лк. 17:21). Это счастье – жить с Богом, сознавать, что ты не одинок. Сам Христос протягивает тебе руку. Он любит тебя.

– Если не ошибаюсь, таков девиз протестантов?

– Это не имеет значения. У нас при Вознесенском соборе реализуется замечательный проект: центр раннего развития «Светлица» для детей из малоимущих семей. Так вот его руководитель Виктория Левина относит себя к протестантам. Мы не учим ребят религии, готовим их к учёбе в общеобразовательных школах.

Задачи духовные и земные, особенно во времена тяжелых испытаний, тесно смыкаются. В период особого положения наша группа «Милосердие» при Никольском соборе Алматы, которую возглавляет протоиерей Вячеслав Пугачев, организовала адресную доставку огромного количества продуктов нуждающимся, помогали всем, независимо от национальности и религиозной принадлежности. Этим же занимались и наши братья мусульмане и протестанты. Такое было большое прекрасное единение, впрочем, оно с нами и остаётся.

Как сказано в Евангелии от Матфея: «Пусть свет ваш сияет перед людьми, чтобы видны были ваши добрые деяния и чтобы люди прославляли вашего Небесного Отца» (Мф.5:16). Для нас важно не заставить людей прославлять Бога, но дать понимание, что познав Его, можно менять мир. Творение добрых дел вселяет в людей надежду. А ведь так много зависит от настроя человека, выздоровление в том числе.

ЗА СЕБЯ, И ЗА БЛИЖНЕГО

– Светлыми мыслями вы делитесь… Но в головах наших столько нынче намешано – вред от прививок, подозрения в мировом заговоре неких сил, наславших на планету массовую погибель. И вам, видимо, прихожане говорят о своих страхах?

– Сам я привился, всяческую конспирологию отвергаю. Считаю также, что каждый человек должен принимать ответственность не только за свои действия, но и заботиться о ближних. По моему разумению, не обижайтесь на Бога, когда сами ничего не сделали для себя. Даже если вакцина даёт хотя бы малый шанс спастись от гибели, используйте его. Господь дал нам разум, а врачей и ученых сподобил на открытия к нашей пользе и во славу Божию. Тем не менее – я за выбор, а не принуждение.

Мне по долгу службы приходилось и до сих пор приходится ездить к больным, исповедовать, причащать, соборовать. Надеваю две спиртовые маски, «скафандра» у меня нет. Бог милует…

В ТЕМУ

  • Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

(Первое послание св. Ап. Павла к коринфянам)

  • Не делай зла, и тебя не постигнет зло; удаляйся от неправды, и она уклонится от тебя.

(Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. VII, 1,2)

  • Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

 (Святое Евангелие от Матфея. VII, 7,8)

  • Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.

(Святое Евангелие от Матфея. IV, 4)

  • И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

 (Святое Евангелие от Иоанна. I, 5)

Светлана СИНИЦКАЯ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых