Можно ли мыслить по-новому, выживая по старинке?
ЖУРНАЛИСТЫ ВИКТОР ВЕРК И СЕРГЕЙ КОЗЛОВ – О ГРЯДУЩЕМ РЫВКЕ В БУДУЩЕЕ, ОБОЗНАЧЕННОМ В НОВОЙ ПРОГРАММЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СОЗНАНИЯ КАЗАХСТАНСКОГО ОБЩЕСТВА. [газетная статья]
Сергей КОЗЛОВ: Вот если не ёрничать – а кое-кто сегодня именно этим и занимается – по поводу новой модернизации нашего (в том числе и нашего с тобой) сознания, то, согласись, вопрос этот очень даже серьёзный и непростой. А ещё точнее – пугающий. Поясню. Чего хотят стратеги наши, объявляя об очередной модернизации сознания? Подчеркну: о сознании народном я говорю. Хотят, чтобы в стране жили, наконец, люди, мыслящие современно и перспективно. Чтоб были они конкурентоспособны, трудолюбивы, образованны и, извините, толерантны. А мы пока, выходит, не такие. Архаичные, недобрые, ленивые, ждём милостей от власти, мыслим инертно и т.п. И для того, чтобы мы изменились, нам необходимо меняться, следуя велению времени. Это провозглашалось программой «Рухани жангыру», стартовавшей в 2017 году. Теперь вот, в продолжение, по специально разработанному нацпроекту «Национальное духовное возрождение». Уже и смета проекта прикинута – 119 млрд тенге. Это на пять лет. Как говорится, на первое время хватит. Деньги выделяются в том числе и для этого: «Модернизация общественного сознания – это достижение понимания того, что казахстанцам, чтобы быть успешными и конкурентоспособными, требуется пересмотреть отношение к самим себе». Хорошо, давайте пересмотрим. Но вначале, наверное, давайте посмотрим на себя как бы со стороны. А то ведь получается, как заметил казахстанский эксперт Газиз Абишев о «Рухани жангыру», вот что: «Казахстан раскалывается на две части - продвинутые образованные жители мегаполисов и стремительно архаизирующиеся провинция и село». Но, думается, и в пресловутых мегаполисах архаики ещё хватает. Так же, как и непонимания того, а что значит вообще модернизироваться. То есть меняться надо. Но как меняться, сограждане, мягко говоря, не понимают. Программ не читают, властям не очень-то верят, а время-то идёт…
Виктор ВЕРК: О «продвинутых» и образованных жителях мегаполисов я бы на твоем месте говорить поостерёгся. Хотя бы после дикой трагедии в алматинской НИШ, ученик которой заплатил самым дорогим – жизнью – за невежество, косность и совершенно идиотские стереотипы своих, прости, Господи, наставников, внушавших ему, что надетая поверх брюк на тематический вечер юбка а ля шотландский килт – «позор для мужчины». С такими «наставниками» и «психологами» общество наше рискует рухануть в бездонную пропасть мракобесия! А ведь это – не какая-нибудь сельская восьмилетка, это авангард отечественного образования, на который тратится больше половины всего республиканского бюджета школьного образования. А что творится на нашем нефтеносном западе? Атырауская область – «лидер» по статистике домашнего насилия, из «столицы тюркского мира» Туркестана с незавидной регулярностью приходят сообщения о насилии и поборах в школах, в Актау буквально недавно «прославились» на весь честной мир пресловутые «языковые патрули». Можно продолжать и продолжать перечисление фактов, свидетельствующих об «отрицательном росте» духовности нашего социума. А спроси: почему так? На этот вопрос ответил политолог Ашимбаев: «Мы искренне гордимся нашими соотечественниками, которые добиваются успехов за рубежом. К примеру, недавно одна казашка заняла должность и.о. начальника протокола США, другая стала руководителем Управления финансового контроля при Минфине США, третья - заместителем мэра на севере Франции. И таких примеров немало. Но все эти люди получают признание лишь после того, как вырываются из внутренней среды, где, по сути, идёт активное утопление любых попыток что-то улучшить». «Вырываются из внутренней среды», понимаешь? Выходит, тесно и душно в наших палестинах любому, кто реально хочет чего-то добиться – для себя и для страны? Поэтому сегодня каждый пятый казахстанский абитуриент едет учиться за рубеж, а каждый второй мечтает об этом. Поэтому наши «реформаторы» ходят по кругу, изобретая заново тот же самый велосипед, «новаторски» переименованный в «бицикл». Неудивительно, что после каждой такой «реформы» публика обсуждает не столько экономические и иные выгоды для страны (каковые инициаторы очевидно подразумевали), сколько выделенные на это деньги и потенциальных бенефициаров их «распила». И до сих пор успешнее всего «осваивались» бюджеты, выделенные именно на то, что одним словом принято называть «идеологией». А знаешь почему? Потому что эта сфера максимально аморфна и неконкретна. Чем измерить уровень модернизации сознания? Количеством проведённых «круглых столов» и «научно-практических» конференций? Или всё-таки баллами, набранными нашими школьниками в рейтинге PISA, не к ночи будь он помянут? Если первым, то нашему сознанию обеспечен полный модерн. А вот если вторым…
С. К.: Так и я почти о том же. Само понятие «мыслить современно, учиться современному или даже по-современному знать прошлое» трактуется ох как по-разному. Умиляет, например, программа учреждения сакральных мест Казахстана. Это как же? Сакральным, то бишь священным, почитаемым место становится после того, как со временем, причём очень даже продолжительным, осознаётся особое значение того или иного памятника истории для страны, для народа. Это не просто какая-нибудь достопримечательность. Это, как написал Фёдор Достоевский, «прибежище духа, заставляющее помышлять о великом и вечном». Понимаешь? Заставляющее, а не предписываемое считать сакральным камень, памятник или могилу согласно программным чиновничьим рескриптам. И потом, давайте договоримся о терминах. «Модернизация» – понятие достаточно лукавое, – считает Данияр Ашимбаев, – она предполагает соответствие неким современным стандартам, что позволит обеспечить рывок в будущее». Сложно с этим не согласиться. И где это наше соответствие? И главное, где поиск этого соответствия? Из последнего: «Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев во время посещения ежегодного международного технологического форума Digital Bridge подверг критике результативность работы вице-министров, ответственных за цифровизацию». По словам президента, «для многих уже стало нормой продавать «кота в мешке». Рекламируются одни параметры интернета, а по факту предоставляются совершенно другие, и не в сторону улучшения. Расхождение, по моим данным, даже в столице, может достигать 40-50%. Этот, по сути, обман потребителей и эта практика должны быть решительно прекращены». Вот скажи мне, может ли уровень цифровизации считаться ныне признаком общества, мыслящего в стиле модерн, а? Или я чего-то недопонимаю?
В. В.: Все последние годы мы усиленно имитируем нахождение в некоем «мировом тренде»: то догоняем и даже перегоняем страны Восточной и Центральной Европы по ВВП на душу населения, то проводим у себя выставку ЭКСПО, посвященную «альтернативной энергетике», в городе, который пять лет спустя так и не газифицирован. То теперь декларируем программу декарбонизации, при том что наша энергетика и промышленность на 70 процентов зависят от угля. А под шумок отдаём в управление арабским шейхам самые лучшие и современные (в том числе по экологическим критериям) энергоактивы. О какой «модернизации сознания» речь, если мы не можем модернизировать свою энергосистему, состояние которой, по оценкам независимых экспертов, угрожает национальной безопасности?! Почему всё у нас так? Да потому, что мы всякий раз ставим себе всё новые и новые «программно-утопические» цели, забывая спросить за недостижение старых. А модернизация сознания, как ни странно, напрямую связана с успехами промышленной и социальной модернизации: трудно ожидать появление генерации конкурентоспособных, патриотичных граждан в стране, где образование и медицина доведены до ручки бесконечными, зачастую взаимоисключающими реформами, где сельское хозяйство экстенсивно и глубоко дотационно. А банки вместо реальных промышленных проектов кредитуют почти исключительно потребительский сектор и сферу услуг. Понятно, что при таком раскладе исключительно правильные ориентиры «Рухани жангыру», намеченные в программных статьях первого президента «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» и «Семь граней Великой степи», останутся чем-то вроде хорошо нам с тобой знакомого «Морального кодекса строителя коммунизма»: все слышали, некоторые читали, но не верят в реальную возможность достижения этих «высот духа» даже те, кто писал.
С. К.: У нас вообще традиционно получается, как в известном анекдоте: – Доктор, у меня провалы в памяти. – И давно они у вас? – Что давно? – Провалы. – Какие провалы?» Но тут речь даже не о провалах в памяти о том, что было когда-то, а о том, что происходит сегодня, что было вчера. Забыли, что было в прошлом году в сёлах Аухатты, Сортобе, Масанчи, Булар Батыр? А совсем на днях – в посёлке Пиджим? Список этих «событий» можно ещё долго продолжать. Один исследователь рассказывал мне как-то об эндогенных процессах, связанных с энергией, возникающей в недрах Земли. Вот проходят они порою так, что на поверхности и незаметны, но вполне могут перейти и в экзогенные, то есть вылезти и на поверхность. Так вот, прежде чем стремиться модернизироваться в сознании, неплохо бы знать, а что у нас там, в глубине, какая энергия копится и может ли она выплеснуться на поверхность. Как написал тот же Газиз Абишев в январе прошлого года: «Другими словами, потерпевшая фиаско «Рухани Жангыру», скорее всего, будет перезагружена, переназвана и перезапущена вновь». Как в воду глядел! И далее: «Для того, чтобы она достигла своей цели, необходимо следующее: провести масштабное социологическое исследование о «состоянии умов» в казахстанском обществе, определить, какие регионы и демографические группы находятся в зоне риска безвозвратной архаизации и в какой степени рискует каждая из них». Добавлю: и вообще неплохо бы нашим большим чиновникам иногда ходить в народ, поездить по стране, и не на престижных иномарках, а на чём-нибудь попроще, да с людьми пообщаться, за чаем или в поле. Чтобы познать и уровень архаизации, и реальные высоты модернизации…
В. В.: Ты же понимаешь, что это всё разговоры в пользу бедных – и не более. Что тут скажешь? Только одно: блаженны НИШие духом…
Фото Владислава Воднева