В СМИ регулярно появляются сообщения о том, что «казахский костюм покорил европейцев», «казахская мода шагает по планете». Создается впечатление: вот-вот, и весь мир выкинет на помойку продукцию миланских и парижских модных домов, переоблачившись в нашу национальную одежду. Но пока даже внутри страны её носят только по праздникам, а бал правят китайские и турецкие копии европейских моделей. Как это произошло? [газетная статья].
Исторически казахская одежда имела глубокое смысловое наполнение. С помощью сакральных знаков мастера стремились обезопасить носителя от злых духов и чар, и в то же время привлечь плодородие, изобилие и здоровое потомство. Продуманный дизайн способствовал сохранению культуры, был важнейшей частью ритуалов и, конечно же, способом определения статуса владельца костюма.
По сути это было одновременно и произведение искусства, и оберег, и незаменимая для выживания вещь. При создании учитывались все особенности климата. Например, шапан, изображения которого встречаются еще на каменных изваяниях кипчаков IX века, в зависимости от ткани мог быть и морозостойким, и крайне легким.
Крой, силуэтная форма, распределение декора формировались на базе традиционного костюма кочевых племен – саков, уйсуней и канглы. Но преимущественно казахская одежда имеет тюркское происхождение. Примерно с XV-XVI века базовым композиционным принципом костюмов стали туникообразный покрой, отсутствие излишеств в крое, низкая степень детализации и многослойность. В XIX веке появились российские ткани, но силуэты и сакральные смыслы сохранялись.
Ситуация кардинально изменилась вначале XX века, когда интеллигенция начала подражать Западу. В моду вошли европейские костюмы, пальто, рубашки и галстуки. Национальная одежда ушла на второй план, и лишь простые люди продолжали постоянно носить исконно казахские вещи. Но в советское время эта традиция частично сохранилась лишь в сельских районах.
К сожалению, в наше время из-за глобализации ситуация лишь усугубилась. И это мировой тренд – мода в разных уголках планеты становится одинаковой, костюм обезличивается и утрачивает свою символическую ценность. Тем не менее сейчас у казахского стиля есть исторический шанс. Современная мода исчерпала себя настолько, что уже даже обращение к японским, индийским или египетским мотивам воспринимается банальным.
Публику удивляет лишь экзотика или эпатаж в виде полотенца-юбки за 925 долларов. Поэтому казахская одежда, являющаяся одновременно и самобытной, и эстетичной, и практичной, имеет все шансы покорить мир. Но начать нужно с себя, сделав модным национальный костюм в своей же стране.
Кирилл Александров, создатель бренда казахской национальной одежды Anacreon