Как сделать так, чтобы молодежь училась в отечественных вузах
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК «ТИХОЙ ГАВАНЬЮ» НИКАК НЕ НАЗОВЕШЬ. СИТУАЦИЯ С КОРОНАВИРУСОМ ТОЛЬКО ОБОСТРИЛА МНОЖЕСТВО ПРОБЛЕМ И ПРОТИВОРЕЧИЙ В ЭТОЙ СФЕРЕ. ЧЕТЫРЕ ВУЗА ЛИШИЛИСЬ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ЛИЦЕНЗИЙ, ДВА РЕКТОРА ИНИЦИИРОВАЛИ СУДЕБНЫЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВА ПО ЭТОМУ ПОВОДУ. [газетная статья]
Минобразования объясняет накал страстей исключительно стремлением повысить качество обучения. Однако их оппоненты предостерегают, что данные меры приведут к перегрузке других вузов и удорожанию высшего образования.
Уже не первый год тысячи выпускников казахстанских школ устремляются за университетскими дипломами в разные страны, несмотря на дороговизну, визовые хлопоты, коренную ломку привычного жизненного уклада. И одним только драйвом, присущим молодости, это не объяснить. Напротив, как правило, такой выбор делается в пользу сугубо прагматичных соображений.
Мы поинтересовались у Асылбека Кожахметова, президента У О «Алматы менеджмент университет» (AlmaU), члена национального совета общественного доверия при президенте Республики Казахстан, что он думает о сложившейся ситуации.
ПРОЦЕСС ПОШЕЛ
– Асылбек Базарбаевич, в национальном совете вам отведена роль эксперта по вопросам развития гражданского общества и высшей школы Казахстана. В каком положении, на ваш взгляд, она сегодня находится?
– Надо исходить из того, что Казахстан поставил перед собой стратегическую цель войти в число 30 самых конкурентоспособных стран мира. Но это достижимо не только через развитие экономики, в первую очередь – путем модернизации структуры и содержания системы высшего образования и эффективности управления им.
– А пока?
– К сегодняшней ситуации в этой отрасли многие наши граждане относятся весьма критически, вот и отсылают детей на учебу в страны дальнего и ближнего зарубежья, в ту же Россию. Считают, что виноваты вузы. Те в свою очередь перекладывают ответственность на Минобразования и науки, которое ссылается на недофинансирование… Когда виноваты все, то виновных вроде бы и нет. Не добавляет доверия частая смена министров, число которых за время независимости приближается к двум десяткам. И все же процесс, как говорится, пошел.
Два года назад законодательно закреплено право университетов на академическую свободу. Это практика всего цивилизованного мира, когда высшее учебное заведение само определяет содержание образования, т. е. кого и чему учить, количество студентов и преподавателей, обязательность тех или иных их научных степеней вплоть до времени проведения экзаменационной сессии.
ПРОФЕССИОНАЛЫ ИЛИ ДИЛЕТАНТЫ – КТО БОЛЬШЕ НУЖЕН?
– Академическая свобода означает отмену стандартов. Насколько это реально для нашей страны?
– Тема стандартов давно должна была уйти в прошлое. Просто у нас до сих пор бытует представление, что вуз обязан дать студенту профессию. В нашей общей стране это было актуально в ХХ веке, в условиях плановой командной экономики, когда человек, получив конкретную специальность, мог в ней трудиться всю жизнь. Сейчас все изменилось коренным образом, ваша профессия даже за четыре года бакалавриата потерпит такие изменения, что вряд ли вы сможете представлять для нее интерес, ваши познания элементарно устареют.
Стандарты, которые разрабатывает Министерство образования раз в 5-10 лет, часто системе просто не под силу, и они в принципе никому не нужны. Этим должны заниматься профессиональные ассоциации – врачей, юристов, экономистов, специалистов инженерных направлений и др. Они в теме, знают о ситуациях каждый в своей отрасли, имеют возможность ежегодно разрабатывать по-настоящему актуальные профессиональные образовательные стандарты.
– Но, согласитесь, в отличие от Министерства образования и науки ассоциации этим заниматься не обязаны.
– Министерство одно, а вузов в Казахстане 130. Пора, фигурально выражаясь, изменить систему, когда все ключи в одном кармане. Конечно, здесь университеты, ассоциации, предприятия должны сделать необходимые шаги навстречу друг другу. Предприятие заинтересовано, чтобы к нему пришел молодой человек, обладающий современным багажом знаний? Безусловно. Тогда почему бы лучшим заводским специалистам не провести курс лекций на факультете, выпускники которого смогут в ближайшем будущем стать их достойными коллегами? А пока проблема даже в том, чтобы старшекурсника определить на производственную практику.
Еще совсем недавно производство требовало, чтобы вуз оплачивал эти услуги. Короче, рубят под собой же сук… С уважением отношусь к известному российскому банкиру Герману Грефу. Он один из немногих в соседней стране, кто реально занимается подготовкой будущих специалистов в своей сфере образования. Хотелось бы найти подобные примеры и в нашей стране. Так что обвинения в слабости отечественных университетов с одной стороны справедливые, а с другой – это не только их вина.
НАУКА ПО ИМЕНИ «ЖИЗНЬ»
– Нашей независимости уже три десятка лет, но по-прежнему звучат похвалы советской системе образования. Как школьной, так и вузовской. Может быть, не было смысла от нее отказываться?
– Тогда давайте откажемся от «цифры», от гаджетов, разговаривать с другими городами и странами будем не по WhatsApp или Zoom, а вернем барышень на телефонные станции. Не хотим? Тогда надо понять, что в условиях рыночной экономики принципы подхода к образованию другие, их надо осваивать, а не жить с головой, постоянно повернутой назад. Не только ведь экономика поменялась, общество вомногомстало другим.
Надо честно признаться, дети сейчас умнее нас – родителей, учителей. В этом нет трагедии, одна сплошная объективность. Сидя в интернете, они получают такой объем информации, который, как правило, пятидесятилетней учительнице ни отыскать, ни освоить не под силу. Так что же, всех нас, мудрых и опытных, списать с корабля современности? Нет, в школе, и в университете надо учить в первую очередь жизни.
– Звучит весомо, но абстрактно…
– Объясняю. Например, помогать с постановкой своей цели в жизни. В этом поможет освоение схоластических дисциплин: скажем, философии. Когда есть цель, быстрее найдешь людей, которые в ее достижении помогут, вообще сделаешь ряд правильных шагов. Тут, конечно, велика роль родителей. Не просто требовать от ребенка принеси любой диплом, а дальше делай, что хочешь, хоть иди торговать на базар. Зачем же заведомо отправлять его по дороге сплошных разочарований, напрасных усилий?
НАДО ЧЕСТНО ПРИЗНАТЬСЯ, ДЕТИ СЕЙЧАС УМНЕЕ НАС – РОДИТЕЛЕЙ, УЧИТЕЛЕЙ. В ЭТОМ НЕТ ТРАГЕДИИ, ОДНА СПЛОШНАЯ ОБЪЕКТИВНОСТЬ. СИДЯ В ИНТЕРНЕТЕ, ОНИ ПОЛУЧАЮТ ТАКОЙ ОБЪЕМ ИНФОРМАЦИИ, КОТОРЫЙ, КАК ПРАВИЛО, ПЯТИДЕСЯТИЛЕТНЕЙ УЧИТЕЛЬНИЦЕ НИ ОТЫСКАТЬ, НИ ОСВОИТЬ НЕ ПОД СИЛУ.
Путем личных многолетних наблюдений убедился, как семья, успокоившись, что сын или дочь стали студентами, считает, что ответственность за них передала, вроде как по эстафете, вузу. У нас в университете было сколько угодно таких ситуаций, когда родители прибегали в ректорат постфактум. Ну, не тянуло чадо учебу по нашей программе, пришлось отчислить. До этого, судя по всему, беспокойства или даже интереса, как у студента идут дела, в семье не возникало…
Другая проблема в том, что в наших постсоветских странах не выстроена система гражданского образования. Что там школьники или студенты, даже взрослые люди с учеными степенями, попадая в различные сложные обстоятельства, не знают, как себя вести, не могут правильно оценить профессиональные отношения, воспользоваться своими правами. Где нет гражданского образования, там нет и гражданского общества.
«ЛИГА ПЛЮЩА» ПО-КАЗАХСТАНСКИ
– Согласитесь, что это непосильная задача для одного министерства, которое отвечает и за детские сады, и за академические институты?
– Необходимы два разных ведомства, одно из которых должно отвечать за вопросы среднего и профессионального образования, другое – за высшее образование, науку и человеческий капитал. Развитие человеческих ресурсов обязано находиться в центре внимания государства, т. к. в нем сосредоточен главный залог его успешного развития. У нас нет государственной системы по переподготовке, переобучению кадров. Усилия сосредоточены на возрасте от 17 до 25 лет. Получается, отучили в университете – и умыли руки.
Возраст от 25 до 65 лет как бы выпадает из поля зрения государства, человека после 50 спокойно могут уволить, и его жизнь со всем накопленным опытом и огромным потенциалом разнообразных форм деятельности задвигается на обочину. Недавно я был на Украине, обсуждали с коллегами создание международного совета по устойчивому развитию с приглашением для участия в нем самых передовых мыслителей мира. Задача сложная, но даже пандемия не может стать причиной от нее отказаться.
Кстати, изучив украинский опыт, с гордостью обнаружил, что Казахстан их опережает. У нас президент поддержал программу развития конкуренции в высшем образовании, создание четырех лиг, разделением университетов не на частные и государственные, а на качественные и все остальные. Разумеется, приоритет принадлежит вузам из первой лиги благодаря высокой конкурентоспособности, финансированию, отсутствию проверок, и на них также возложена задача огромной важности – стать лидерами гражданского общества.
– Можно предположить, что и у нас появится своя Лига плюща по аналогии с американской?
– Почему бы и нет. Стартовая база есть, передовое мышление налаживается, энергии и уверенности не занимать.
Светлана СИНИЦКАЯ