Примерное время чтения: 8 минут
173

Классика жанра  

Здания Наркомата здравоохранения, современный вид.
Здания Наркомата здравоохранения, современный вид. из газетных материалов

А в самом его центре можно и сегодня их увидеть малоизвестные, а то и неизвестные здания, которые удивят и своей архитектурой, и своей историей. Но большинству алматинцев эти строения как бы не видны, а их судьба почти неведома [газетная статья].

ПЕРВАЯ ПЛОЩАДЬ НОВОЙ АЛМА-АТЫ

Одним из таких очень интересных сооружений является здание бывшего Республиканского комитета народного контроля, входившее в так называемый ансамблевый комплекс Площади трёх наркоматов. Знают ли алматинцы о существовании такой площади в районе пересечения проспекта имени Абылай-хана и улицы Гоголя? Думается, большинство из них об этом не знают и никогда не знали.

Как известно, в 1929 году, после переноса столицы Казахской ССР из Кзыл-Орды в Алма-Ату, сразу началось массированное строительство нового административного центра. Возводилось множество зданий и построек, которые должны были обеспечить новую столицу необходимой инфраструктурой. Главной магистралью при планировании города стал проспект Сталина (бывшая улица Старокладбищенская, ныне проспект Абылай-хана), вдоль которого были размещены ключевые здания.

И вот одним из знаковых мест города, его центра, стала Площадь трёх наркоматов, на которой были построены три важных ведомства республики, – Наркомат совхозов, Наркомат здравоохранения и Наркомат пищевой промышленности. Строительство всего ансамбля осуществлялось с 1935 по 1938 годы. При этом Наркомат здравоохранения находился в западной части площади, как бы в глубине всей архитектурной композиции.

Проектировали это здание в только что созданном институте «Казгоспроект», а строительством всего комплекса сооружений на площади занималось предприятие «Алма-Атастрой», тогда как архитектором проекта Наркомата здравоохранения был Михаил Шугал.

В 1947 году (по другим сведениям, в 1951 году) по главной оси здания Наркомата здравоохранения (тогда это уже было министерство) был установлен памятник, вернее, бюст дважды Герою Советского Союза, уроженцу города Верного, воздушному асу Сергею Луганскому. Как говорилось в официальном сообщении, «бронзовый бюст С.Д. Луганского выполнен по модели скульптора Б.А. Павлова и установлен на постаменте из серого гранита по проекту архитектора И.П. Белоцерковского.

На фасаде постамента установлен бронзовый картуш с текстом Указа Президиума Верховного Совета СССР о награждении Героя Советского Союза капитана С.Д. Луганского второй медалью «Золотая звезда».

Если вкратце дальнейшую историю этого сооружения, то в начале 60-х годов прошлого века Министерство здравоохранения Казахской ССР переехало в новое здание, а в прежнем расположился Республиканский комитет народного контроля. Позже дом занял Народный банк Казахстана, а само строение с 10 ноября 2010 года, когда был утверждён новый Государственный список памятников истории и культуры местного значения города Алматы, обрёл статус памятника местного значения с соответствующими границами охранных зон.

Здание Народного контроля, фото начала 50-х годов.
Здание Народного контроля, фото начала 50-х годов. Фото: из газетных материалов

«ТРЁХЭТАЖНЫЙ ОБЪЁМ С ТОРЦЕВЫМИ И ЦЕНТРАЛЬНЫМ РИЗАЛИТАМИ»

Что ещё известно об этом здании, одном из красивейших в центре города? Если рассказать о нём языком архитекторов, которым они обычно описывают свои творения, то здание Наркомата здравоохранения (будем называть его прежним именем) было «построено в классицистических стилевых характеристиках и является важным градообразующим элементом советского периода Алма-Аты».

На восточном и западном фасадах имеются ризалиты, оформленные полуколоннами коринфского ордера. Здание симметричное, с центральной осью, подчеркнутой главным входом. Композиция фасада решена горизонтальным ритмом оконных проёмов. Постройку венчает монументальный карниз с сухариками и аттиком. Крыша крыта жестью по деревянной обрешётке. Красиво сказано? Если учесть, что архитектуру иногда называют застывшей музыкой, то описание архитектурных особенностей того или иного выдающего творения зодчих можно назвать музыкальной рецензией. «Монументальный карниз с сухариками и аттиком…»

Может ли простой смертный, отрешённый от таинств зодчества, понять, что это означает? Но посмотрите на фото этого здания: вы видите и карниз, и сухарики… То есть дентиикулы (от лат. denticulus – «зубец»), или «ордерные сухарики», – ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных в виде орнамента на карнизе здания и выполняющих роль декора.

Продолжим «рецензировать»? Здание бывшего Наркомата здравоохранения, «наряду с фланкирующими (расположенными по флангам, – прим. ред.), его двумя другими административными зданиями, являлось частью первого в Алма-Ате градостроительного ансамбля – Площади трёх наркоматов».

Каково! Оказывается, эта площадь, которую и как площадь-то большинство алматинцев не знают, была первой площадью новой столицы!

Далее: «Прямоугольный в плане трёхэтажный объём с торцевыми и центральным ризалитами (часть здания, выступающая за основную линию фасада во всю его высоту, – прим. ред.) на невысоком рустованном цоколе (конструкция из квадратных или прямоугольных элементов, разделённых швами, – прим. ред.) выстроен протяженным фасадом вдоль главного проспекта города – бывшего пр. Сталина (ныне пр. Абылай-хана). Конструктивная структура здания с коридорной системой планировки представлена кирпичными стенами на бутовом фундаменте и железобетонными плитами перекрытия. Архитектурные детали выполнены из цемента».

Если продолжить эту «музыкально-архитектурную рецензию», то далее констатируется, что «в основу композиционного решения сооружения легла центральноосевая схема, подчёркнутая главным входом, устроенным в портальной нише на всю высоту здания полуциркульного очертания с многопрофильным архивольтом с массивным замковым камнем, опирающимся на колонны тосканского ордера, и кессонированным потолком. Декоративное оформление дворового фасада решено с использованием тех же стилеобразующих элементов, но в более скромной трактовке».

Колонны тосканского ордера… Кто бы мог подумать! И наконец, кода: «Здание, построенное в русле классицистических тенденций 30-х годов XX века, является важным градообразующим элементом ансамблевой застройки центральной части города». Согласимся, безусловно является!

Бюст С. Д. Луганскому.
Бюст С. Д. Луганскому. Фото: из газетных материалов

УНИКАЛЬНЫЙ ДОМ СО СВОЕЙ СУДЬБОЙ

Ещё одна особенность и Площади трёх наркоматов, и собственно здания Наркомата здравоохранения Казахской ССР – по сути, первый архитектурный ансамбль, возведённый не по канонам господствующего тогда конструктивизма.

Дело в том, что этот стиль, конструктивизм, в архитектуре тогда был глобалистским направлением и развивался в СССР почти одновременно, как и во всём остальном мире. В этом стиле в Алма-Ате были построены многие правительственные, административные и даже жилые здания. Однако уже во второй половине 30-х годов он многим уже казался безликим. И эпоха диктовала, что необходимо нечто масштабное, помпезное, торжественное, монументальное, отвечающее новым идеям державности и имперскости, которые вновь стали подниматься на знамёна в это время. И появился стиль, позже названный «сталинский ампир». Собственно, само слово «ампир» и переводится как «имперский».

Однако даже он, несмотря на своё название «ампир», то есть как бы новый-старый стиль, был эклектичен. И это наглядно видно в исполнении нашего сооружения, эклектика здесь очень узнаваемая. К примеру, портики с колоннами. Это очень характерная комплектация нового имперского стиля, когда есть колонны, греческий ордер, римские арки, иногда даже готические арки, со всеми элементами классической российской архитектуры конца XVIII – начала XIX века, с колоннадами, рельефами и даже скульптурными группами.

У нас, на нашем архитектурном классическом сооружении их нет, но и без них ампирских элементов предостаточно. Но если об архитектуре и ансамбля, и здания Наркомата народного контроля почти всё сказано, то вот об истории известно далеко не всё. В доме Наркомата здравоохранения, что расположено южнее Наркомата народного контроля (по-алма-атински – выше), во время Великой Отечественной войны располагался военный госпиталь. Что касается самого здания Наркомата народного контроля, то, как нам удалось узнать, в южном его крыле тогда же был склад медикаментов и медицинского оборудования.

Один из бывших сотрудников Наркомата народного контроля Афанасий Николаевич Развозжаев, который ныне проживает в Алматы, рассказал нам, что само здание производило сильное впечатление, как нечто монументальное и величественное.

– До того как мы туда переехали, – рассказывает он, – мы работали в маленьком доме возле Зелёного базара. А тут – какой-то дворец, с высокими потолками, огромными окнами, широкими коридорами. Нас в комнате, окна которой выходили на проспект Сталина, сидело четыре сотрудника. А перед зданием была настоящая площадь, на которой скапливалось много служебных машин.

Но каких-либо подробностей исторической судьбы этого знаменательного строения пока найти не удалось. Скажем лишь, что сегодня это здание принадлежит организации ТОО Heritage Capital, которое очень бережно относится к этому дому, всячески стремится сохранить его исторический облик и в целом тщательно заботится о его состоянии.

 Сергей КОЗЛОВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых