На днях в интернете появилась новость об антимонопольном расследовании в отношении сервиса «Яндекс.Такси». Сама компания заверяет клиентов, что запросы – это стандартная процедура для крупных онлайн-сервисов.
Наш корреспондент связался с финансовым консультантом и директором общественного фонда «Financial Freedom» Расулом Рысмамбетовым и узнал, что он думает по поводу сложившейся ситуации с сервисом.
‒ Расул, почему в отношении сервиса начали расследование?
‒ Я думаю, что Яндекс за годы своей работы в стране стал заметным брендом. Поэтому на жалобы по поднятию цен сразу реагирует Агентство по защите и развитию конкуренции. Насколько я понимаю, во всем мире такие структуры как «Яндекс», «Uber», «Didi» используют алгоритм для рыночного определения цен. То есть цены устанавливают не компании, а специальный алгоритм. И когда движение в городе останавливается совсем, алгоритм автоматически проставляет высокие расценки, потому что это - закон спроса и предложения.
‒ Обоснована ли данная проверка?
‒ Насколько я вижу, несмотря на то, даже если в 10 раз снижается количество машин, цена в 10 раз не увеличивается. Стоимость увеличивается раза в 2 или 3. Я прекрасно это знаю, потому что использую и эконом, и комфорт, и бизнес. Цены достаточно логичны: когда пробки или мало машин на маршруте, стоимость поездки повышается. Но это обосновано. Если для кого-то дорого использовать «Яндекс», существуют и другие сервисы. Кажется, их в Алматы около четырех, но и там будет наблюдаться аналогичная ситуация - просто нужно искать другие способы передвижения.
‒ Правомерны ли жалобы граждан?
‒ Насколько я знаю, во время массовых беспорядков и в дни режима ЧП с отсутствием интернета сервис «Яндекс Go» практически не работал. Когда заработал интернет, тарифы были низкими. Очень странно, если расследование из-за кризисных дней, когда не работал интернет и соответственно сам сервис. Также в соцсетях были жалобы на высокие цены у «Didi» - но сервис вообще не работал все эти дни. Но с другой стороны, люди имеют право жаловаться на что угодно, это нормальный процесс. Они жалуются, Агентство проводит расследование.
‒ Что Вы думаете по поводу сложившейся ситуации?
‒ Я удивляюсь, почему из этого расследования подняли шумиху? Вообще в этом процессе нет ничего необычного. Я знаю, что в Агентстве по защите и развитию конкуренции ведется от 10 до 50 расследований одновременно. Не думаю, что есть какой-то наезд или заказ, все происходит по протоколу. Если из-за повышения цены есть жалобы, государство имеет право рассматривать такие вещи, пытаться понять, есть ли здесь какой-то ценовой сговор и умысел. Пусть государство расследует, это вполне нормально. Они запросят данные и посмотрят, как это образуется. Это компетенция ведомства - изучать рынок, чтобы понимать, как работает платформа. Я полагаю, что разобравшись, они увидят, что платформа работает по той же логике, как онлайн перевозчики во всем мире. Делать какие-то выводы пока преждевременно.
Откуда взялось повышение цен?
Все же, если эта жалоба была направлена во время одного из дней, когда интернета не было и сервис в принципе логически не мог работать, интересно, почему АЗРК отреагировало именно на онлайн-сервис по заказу такси. Когда в магазинчиках рядом с домом людей поднимались цены на товары первой необходимости, жалобы людей направляли в акимат. Якобы, занимаются они только крупными гипермаркетами, сервисами такси и автозаправочными станциями. Но именно в тот момент, людям нужна была помощь в регулировании цен именно на продукты, а не на такси. Потому что после нового года денег оставалось мало, а цены на товары первой необходимости взлетели, так как спекулянты пользовались ситуацией. И главный вопрос – каким способом пользователи могли оставлять жалобы на неработающий сервис при неработающем интернете?
«Очень странное заявление о расследовании в отношении «Яндекс.Такси», учитывая, что даже в новогоднюю ночь цены на услуги перевозчика особо не повышались. В новогоднюю ночь мы с мужем поехали из дома в районе ТРЦ «Grand Park» до родственников в районе ТРЦ «ADK» и цена Яндекс составляла 1160 тенге в 9 часов вечера. Домой мы вышли часа в 4 ночи и стоимость поездки уже была 660 тенге. Я не считаю, что у Яндекса завышенные цены», - поделилась своим мнением с корреспондентом пользователь «Яндекс Go» Кристина Т.
Яндекс Go - один из немногих сервисов, которые можно было «поймать» в дни, когда наконец-то в Алматы и других городах появился интернет. И самое интересное, что вместо того, чтобы отдать должное безопасному способу передвижения по городу, люди ловили «высокие» цены и успевали пожаловаться, пока не отключили интернет.
Карина Бикинеева