На прошедшей неделе в газетах «Комсомольская правда» и «Комсомольская правда в Казахстане» было опубликовано обширное интервью президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, данное им главным редакторам этих изданий.
Интервью стало информационным хитом в день его публикации. Одних только его перепостов в сети было в первые же часы несколько сотен, а индекс цитируемости, что называется, зашкаливал. Буквально все СМИ республики цитировали фрагменты из опубликованного текста. Кто-то разрывал отрывки на новости, кто-то дал целиком, а кто-то перевел на казахский язык.
Большинство коллег-журналистов при этом ссылались именно на первоисточник, то есть на газеты, где интервью и вышло. Но не все. К сожалению, многие ссылками пренебрегали, и можно было услышать такие, например, анонсы: «Президент Токаев высказался по проблемам (далее перечень этих проблем, – С. К.), обо всем этом вы можете прочесть на нашем сайте (и далее название этого сайта, – С.К.)».
Прочесть не в газете, которая опубликовала слова президента, а «на нашем сайте», причем без указания газеты-первоисточника.
Мы понимаем, что живем и работаем в нынешние удивительные времена, когда профессиональная этика и элементарное уважение к труду коллег, скажем так, далеко не для всех наших коллег являются приоритетом. Конкуренция, так сказать. Зачем рекламировать какое-то СМИ, которое добилось успеха и в чем-то кого-то обошло? Пусть цитата, взятая из интервью президента, воспринимается «просто как цитата», где-то прозвучавшая и кем-то опубликованная. Ну и что, что это не у нас, зато теперь пусть прочтут у нас...
Так бы и хотелось сказать: «Ладно, пользуйтесь…». Но всё-таки хочется все-таки, чтобы мы уважали друг друга, и если уж используем чьи-то информационные материалы, то профессионально и этично, как это положено в добропорядочном журналистском сообществе. Как это обусловлено неписанным кодексом журналистской этики.
Любая информация в нашей профессии потому и называется материалом: из этого материала мы делаем свой информационный продукт, качество которого определяет наш уровень как журналистов, зарабатывающих себе на хлеб продажей этого продукта. Когда же этот продукт, извините, ворованный да с фальшивой этикеткой, т. е. выдаваемый за свой, то называется это, как известно, «контрафактом».
Увещевать «давайте уважать друг друга» было бы, наверное, наивно. Лучше: давайте будем взаимно профессиональны.
Сергей КОЗЛОВ