Как служители искусства изгоняли танцовщиц go-go из храма кино
СУДЬБА КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ АЛМАТЫ НАПОМИНАЕТ ТРИЛЛЕР И ДЕМОНСТРИРУЕТ ВСЮ СЛОЖНОСТЬ ПРОЦЕССОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНО. НА МЕСТЕ ЗНАКОВЫХ КИНОТЕАТРОВ «АЛАТАУ» И «БАЙКОНУР» ТЕПЕРЬ ПРИНИМАЮТ ГОСТЕЙ ЗАБЕГАЛОВКИ ФАСТФУДА. «ЦЕЛИННЫЙ» ЧУДОМ ИЗБЕЖАЛ ЭТОЙ УЧАСТИ. КИНОСТУДИЯ «КАЗАХФИЛЬМ» ПРОШЕДШИМ ЛЕТОМ ЕДВА НЕ СГОРЕЛА В РЕЗУЛЬТАТЕ ВНЕЗАПНО ВСПЫХНУВШЕГО ПОЖАРА, БОЛЬШЕ НАПОМИНАЮЩЕГО ПОДЖОГ. [газетная статья]
До этого главную киностудию страны хотели перенести в Нур-Султан, одну из самых холодных столиц мира. Незавидная участь была уготована и алматинскому Дому кино, где новый арендатор планировал открыть ночной клуб. Однако на днях появилась надежда, что это здание вернут кинематографистам и в нем будут обнажаться не тела танцовщиц go-go, а чувства и мысли – на экране. О ситуации вокруг многострадального храма киноискусства нам рассказал Канат Торебай, член правления Союза кинематографистов РК.
– Канат Аширбекович, как получилось, что Дом кино едва не превратился в развлекательное заведение низкого пошиба?
– История противостояния достаточно длинная. В 2018 году режиссера Ермека Турсунова избрали председателем правления Союза кинематографистов РК. Также изменился состав правления нашей организации. И только через месяц после выборов правлению выяснилось, что бывшее руководство Союза за две-три недели до сложения своих полномочий заключило кабальный договор аренды Дома кино. На правлении СК единогласно было принято решение оспорить это сомнительное соглашение. Мы обратились в суд с иском, чтобы признать договор аренды Дома кино недействительным.
– Предпринимались ли вы попытки договориться с арендатором без суда?
– Конечно! Но наши попытки не нашли понимания. Только после этого Союз кинематографистов подал иск о признании договора аренды недействительным. Второй иск подал известный аниматор Гали Мырзашев. Он поставил под вопрос правомочность бывшего руководства союза заключать такие договора. Ввиду того что до избрания Ермека Турсунова случился юридический казус, у Союза кинематографистов фигурировали в документах два сопредседателя, что противоречит уставу нашей организации.
Два с половиной года длились суды. Состоялось множество заседаний в судах различного уровня, многочисленные апелляции, пересмотры. В итоге решением Алматинского городского специализированного межрайонного экономического суда по исполнительному листу Дом кино возвращен Союзу кинематографистов. Мы наконец-то де-факто смогли войти в здание, куда нам был закрыт доступ два с половиной года. Хотя суды еще не закончены и финальная точка еще не поставлена. Но мы надеемся, что процесс полного возвращения Дома кино в родные пенаты деюре уже не остановить.
– Что стало решающим фактором для того, чтобы перевесить чашу весов правосудия в вашу пользу?
– Единая, дружная и твердая позиция правления Союза кинематографистов, а также поддержка всех членов нашего объединения. Я думаю, это закономерное и справедливое решение. Правда на нашей стороне. В Доме кино, безусловно, должно находиться творческое объединение кинематографистов, а не ночной клуб. Это будет место, где снова смогут собираться творческие люди для плодотворной совместной работы, для решения общих задач, обсуждений, различных мероприятий, кинопросмотров.
– Можно ли утверждать, что Дом кино откроют не только для кинематографистов, но и для представителей других видов искусства?
– Безусловно. Кино – это синтетический вид искусства, включающий в себя много различных творческих профессий. Мы планируем вновь превратить Дом кино в своеобразный очаг культуры, как это было когда-то, место, где могли встречаться и общаться люди творчества. Здесь будут не только показывать фильмы, проводить премьеры, различные показы, но и устраивать творческие встречи, мастер-классы, выставки. Возможно, откроется музей казахского киноискусства.
Это место, где старшее поколение будет передавать опыт молодым кинематографистам. Когда-то Дом кино считался значимым фестивальным центром. Мы надеемся вернуть ему и эту роль. То есть планируется создать полноценную творческую лабораторию, в которой будут представлены все сферы творчества, включая изобразительное искусство, литературу, театр. Где творческие люди смогут обмениваться идеями, обсуждать какие-то проекты, и это даст, надеюсь, новый дополнительный импульс развитию отечественной культуры и искусству.
– Вернут ли легендарному зрительному залу его первоначальный «киношный» вид?
– Арендатор в этом здании планировал сделать ночной клуб. Зрительный зал, видевший Шакена Айманова, Мажита Бегалина, Абдуллу Карсакбаева и других наших классиков, превращен в танцпол с баром и шестами для go-go-шоу. Мы намерены вернуть ему прежнюю функцию и сделаем все возможное, чтобы снова превратить это здание в храм культуры и искусства.
– Какие мероприятия планируете там провести в ближайшее время?
– Сначала нужно привести Дом кино в надлежащий вид. Зданию необходим ремонт. Потом в его жизни, очень надеюсь, вновь откроется активный кинематографический и культурный этап: начнем проводить наши мероприятия, премьеры, показы, мастер-классы. Здесь должны собираться кинематографическая молодежь, сценаристы, режиссеры, актеры.
Первым мероприятием стало расширенное заседание правления Союза кинематографистов с участием актива, которое состоялось 5 декабря с соблюдением всех карантинных мер безопасности. На этом заседании решено созвать съезд Союза кинематографистов, как только позволит эпидемиологическая обстановка. На прошедшем съезде внесли актуальные поправки в устав союза, чтобы впредь больше никогда не смогла повториться ситуация с арендой Дома кино. Также решено провести перед съездом совместный пленум Союза кинематографистов РК и Академии кинематографических искусств и наук РК для согласования и решения назревших вопросов.
Олег БЕЛОВ, фото Николая ПОСТНИКОВА