Примерное время чтения: 9 минут
68

И поговорить-то не о чем  

Ситуация с компаниями, предоставляющими казахстанцам услуги мобильной телефонной связи и интернета, вызывает не то что вопросы, она абсурдна по своей сути. Потому хотя бы, что связь телефонная и качество интернета повсеместно остаются на очень невысоком уровне, а компании, несмотря на это, регулярно повышают стоимость своих услуг [газетная статья].

КАК ТАКОЕ МОЖЕТ БЫТЬ?

Причём парадокс этот никто из официальных лиц, курирующих данную отрасль связи, прокомментировать внятно не может вот уже который год. Что же сейчас происходит в данной сфере? Напомним вкратце, что в конце декабря минувшего года Агентство по защите и развитию конкуренции РК сообщило о том, что начато расследование против сотовых операторов «из-за согласованного роста цен на услуги, который составил от 7,7% до 57,3%».

То есть специалисты агентства сопоставили условия тарифных планов компаний, динамику изменения цен на услуги сотовой связи и выяснили, что в 2023 году поставщики задрали цены на свои услуги на указанные выше проценты.

При этом констатируется: «Только в период с мая по июль текущего года сотовые операторы последовательно повысили стоимость оказываемых услуг более чем на 30 тарифных планах с ежемесячной абонентской платой».

Безобразие? Согласны. Ну а дальше? Как оказалось, антимонопольщики уже не раз, и не два, и не три раза предупреждали данные компании за их, мягко говоря, неблаговидные действия по повышению стоимости своих услуг. А предупреждали потому, что граждане постоянно жалуются на очень даже невысокое качество связи, интернета и на то, что соотношение «цена – качество» в нашей стране в данной сфере явно несоразмерное.

Более того, антимонопольное агентство заподозрило согласованный сговор поставщиков услуг связи, в связи с чем и было объявлено о расследовании обстоятельств случившегося: «Расследование ведется в отношении АО «Кселл», ТОО «МТ-С» (Тele2/Altel) и ТОО «Кар-Тел» (Beeline) по статье 170 Предпринимательского кодекса («Антиконкурентные согласованные действия субъектов рынка»)».

Замечательно, ну теперь-то уж этих поставщиков призовут к порядку, подумает потребитель услуг мобильной связи и будет неправ. Призвать-то, может быть, и попробуют, но вот ситуация при этом вряд ли изменится.

Поясняем. Некий оператор мобильной связи незаконно поднимает тариф, который выявляет антимонопольный комитет, и, к примеру, выставляет этому оператору штраф в 1 млрд тенге, но оператор связи уже получил в течение года прибыль в 5 млрд тенге за счет повышения стоимости услуг. Как вы полагаете, может он выплатить этот несчастный миллиард, чтобы впоследствии ещё раз попробовать провернуть то же самое? Вполне. Что, собственно, и происходит. Причём постоянно.

ПОЛШАГА ВПЕРЁД И ДВА ШАГА НАЗАД

И вот, казалось бы, что-то начало реально меняться. Во всяком случае, как мы сказали вначале, сотовых операторов Tele2, Kcell и Beeline оштрафовали на 3,2 млрд тенге за предоставление некачественных услуг, о чём сообщило Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности (МЦРИАП) РК.

При этом данное ведомство подчеркнуло, что оно постоянно проводит мониторинг по улучшению качества доступа к сети интернет и мобильной связи и как регулятор «обладает полномочиями по наложению штрафов на сотовых операторов связи за предоставление некачественных услуг связи». И таким образом, «за 2023 год ведомством проведено 782 проверки и выписано штрафов на сумму 3 млрд 288 млн тенге». При этом в госбюджет «с учётом предусмотренной законодательством скидки уплачено 1 млрд 644 млн тенге, из них по операторам: Tele2 – 751,4 млн тенге, Kcell – 563,2 млн тенге, Beeline – 329,4 млн тенге».

Остаётся только порадоваться за госбюджет, куда вернулись миллионы тенге, но не более, потому как тем, кто оплатил все эти злоупотребления, то есть нам с вами, потребителям, судя по всему, денежки возвращать никто не собирается.

Но почему? Вопрос очень даже закономерный: почему абонентам не возвращают потраченные деньги за некачественный интернет или незаконно повышенную абонентскую стоимость? Есть ли у государства механизмы воздействия на сотовых операторов? Есть, но только один механизм – наложение штрафов, что повсеместно и делается. Причём государственные ведомства регулярно выдвигают сотовым операторам предписания по повышению качества услуг и по контролю за тарифами. Однако сотовые эти предписания как бы выполняют, но очень даже своеобразно.

Вот что сказал по этому поводу Конилкош Калимов, главный эксперт комитета телекоммуникаций МЦРИАП РК: «До увеличения штрафов это было 33%, сейчас выполнение этих предписаний с новыми штрафами стало 65%. Раньше они платили 300-400 тысяч тенге, сейчас мы их увеличили до 4 млн тенге. Штраф будет увеличиваться, пока они не выполнят предписание. То есть штраф был на 4 млн, следующий будет на 8 млн тенге».

Закономерный вопрос: а помогает ли это улучшению качества услуг и предотвращению необоснованного повышения стоимости услуг сотовых операторов?

Ответ: не помогает. Хотя бы потому, что сотовые операторы имеют право обжаловать действия антимонопольного органа, чем, к слову, они активно и пользуются.

И на данный момент расследование предполагаемого ценового сговора и необоснованных повышений тарифов приостановлено в связи как раз с активными обжалованиями компаний.

Сводная таблица мобильных операторов Казахстана
Сводная таблица мобильных операторов Казахстана Фото: из газетных материалов

ГДЕ ОН, ТАРИФ СПРАВЕДЛИВЫЙ?

Выходит, государство бессильно перед своеволием сотовых компаний? И так и будет продолжаться: компании будут на какие-то там проценты выполнять предписания контролирующих органов, а на какие-то не захотят выполнять (причём на такие проценты, какие их устроят), органы будут налагать всё более значительные штрафы, а компании будут их до бесконечности обжаловать, потребители некачественных услуг будут их до бесконечности оплачивать?.. И вся эта карусель никогда не кончится?

А как же насчёт конкуренции на рынке, о которой нам всё время говорят? И возможна ли она на рынке связи в Казахстане?

Вот что поведал по этому поводу министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин в конце прошлого года: «Когда у нас сегодня два оператора, «Казахтелеком» и «Билайн», здесь, конечно, о рынке говорить сложно. Сегодня рынок поделен 60 на 40, где 60% у «Казахтелекома», 40% у «Билайна». И в принципе, на сегодня можно сказать, что рыночных условий мало для выработки вот этих двух факторов – справедливого тарифа, равного справедливому качеству».

Всем всё понятно? Для большей ясности приведём мнение известного казахстанского экономиста Армана Бейсембаева: «Как только на рынке обосновалось несколько игроков, они заняли весь объем рынка, расширяться дальше некуда, и начался процесс пожирания друг друга. Это абсолютно нормальный рыночный процесс. Так бывает. К чему это приводит? К тому, что два крупных игрока между собой поделили рынок, и вот в этот момент проще друг с другом, поскольку их всего двое, договориться, чем конкурировать».

Есть ли здесь выход? По мнению Армана Бейсембаева, главная загвоздка – госмонополия в лице «Казахтелекома». Его надо разделить на несколько компаний. При этом дробление должно произойти честно и открыто, в виде торгов, к которым ни в коем случае нельзя допускать аффилированные компании. Что касается участия государства, то оно должно курировать стратегические направления: к примеру, связь в сельской местности.

«Пусть «Казахтелеком остается нацоператором, – говорит экономист, – и идет в регионы. Он не управляет городской инфраструктурой, у него это всё забирают, он не управляет магистральными линиями, у него это всё забирают. Грубо говоря, нацоператор должен заниматься тем, что он строит инфраструктуру, ему не нужно предоставлять услуги интернета, сотовой связи. И на эту инфраструктуру запускает всех операторов, которые хотят туда пойти. Всех без разбора. Потому что он построил инфраструктуру, и за аренду этой инфраструктуры он зарабатывает».

СВЯЗИ НЕТ? НО ВЫ ДЕРЖИТЕСЬ

Но всё это, рискнём предположить, скорее всего, благие пожелания, и ситуация принципиально не изменится. Во всяком случае в ближайшее время. Компании сотовой связи всегда смогут объяснить повышение тарифов. Всё, мол, дорожает, и электроэнергия, и материалы, и оборудование, которое необходимо постоянно завозить из-за рубежа. К тому же инфляция, сами понимаете…

А ещё количество потребителей постоянно растёт, что вынуждает компании предоставлять всё больше услуг, а это, тоже понятно, затраты. Так что тарифы (это мы как бы перефразируем то, что говорят в ответ на претензии граждан пресс-секретари сотовых компаний) не снизятся, а качество связи, напротив, не повысится, ведь для этого необходимы дополнительные средства, которых у компаний как бы негусто (?).

Вот и весь замкнутый круг. А пока на услуги сотовой связи в прошлом году казахстанцы потратили 260 млрд тенге, тогда как общий объём оказанных услуг мобильными операторами вырос на 7%, составив 1 трлн 200 млрд тенге. Что касается прибыли сотовых операторов, то за весь истекший год статистики пока нет, но есть данные хотя бы за первое полугодие. Почему и эта статистика важна, ведь о повышении тарифов стало известно как раз в июле 2023 года. И можно было бы предположить, что у компаний-операторов сложилась к середине года непростая финансовая ситуация.

И что мы видим? За первое полугодие 2023 года выручка операторов выросла на 12% по сравнению с первым полугодием 2022 года (!) То есть, согласно данным Бюро национальной статистки, с января по июнь операторы заработали 586,6 млрд тенге. И тут же объявили, что повысят плату за свои услуги…

Сергей КОЗЛОВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых