Примерное время чтения: 5 минут
93

Художнику свыше дано право говорить за других

5 ИЮНЯ 2021 ГОДА ИЗВЕСТНЫЙ ПОЭТ, ПИСАТЕЛЬ, ХОРЕОГРАФ ДЮСЕНБЕК НАКИПОВ МОГ БЫ ОТМЕТИТЬ СРАЗУ ДВА ЮБИЛЕЯ: 75-Й ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ И 55 ЛЕТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В КНИГЕ ПОЭЗИИ «СИРЕНЬ НА ЗАКАТЕ» (2011) ОН ПРОРОЧЕСКИ НАПИСАЛ: «ЕСЛИ В МУЖЧИНЕ НАКОПИТСЯ СЛИШКОМ МНОГО МОЛЧАНИЯ, ТО У НЕГО СЛУЧИТСЯ ИНФАРКТ-ИНСУЛЬТ…». 26 МАЯ НЫНЕШНЕГО ГОДА ОН УШЕЛ ИЗ ЖИЗНИ, ПЕЧАЛЬНО УГАДАВ СО СВОИМ ПРЕДСКАЗАНИЕМ. [газетная статья]

В предисловии к первому сборнику поэзии «Вечер века» (1996) Дюсенбека Накипова писатель Мурат Ауэзов написал: «В чингизских горах после Абая трудно сделать что-либо запоминающееся. Тем не менее я вспоминаю замечательную акцию движения «Невада – Семипалатинск» у горы Караул в августе 1989 года. Совершенное в своем роде было то действие. И вот я прочел эту книгу стихов под названием «Вечер века». И за той акцией в качестве автора идеи и организатора, и за этим поэтическим сборником стоит один и тот же человек – Дюсенбек Накипов… Надеюсь, что читатель примет эту книгу и откроет для себя поэта, соразмерного в своем творчестве самым серьезным и одухотворенным исканиям нашего поколения».

С тех пор вышли в свет два романа и несколько сборников поэзии Дюсенбека Накипова, а его творчество обрело черты знакового явления нашей культуры.

Ответы на мои вопросы я получила от него задолго до даты – в эти знаменательные дни, до которых Дюсенбек Накипов не дожил.

– Дюсенбек Тыныштыкпаевич, в чем, на ваш взгляд, состоит миссия искусства и литературы?

– Любой человек при слове «миссия», услышанном тем более по отношению к себе, может растеряться. Я люблю осень. В моем возрасте осень воспринимается как итог всех трудов человеческих. Мы едим хлеб, выращенный земледельцами, мясо – подношение чабанов. Давайте спросим у них: какова же их миссия? Конечно, они скажут: получить хороший урожай и приплод.

И в искусстве происходит нечто схожее. Человеку мало трудиться в какой-то области. Это должно быть его призванием. Земледелец должен любить пахать поле, сеять зерно. И молиться Богу о своевременном дожде. Подобное отношение любого человека к своему делу и составляет его земную миссию. Полагаю, что если человек искусства (в частности, поэт) подходит к творчеству не как к способу заработка, достижения известности, а именно как к зову души, то он имеет право на звание творца.

А что касается миссии искусства, то я ее вижу, прежде всего, в том, что художнику свыше дано право говорить за других. Но и спрос с себя должен быть строгим.

– Как вам удается зажечь ответный огонь в сердцах своих читателей?

– Во-первых, я ничего не зажигаю. Как и у многих писателей постсоветского поколения, у меня, признаюсь честно, мало читателей. Но уверен, что если у поэта есть хоть один читатель, то он не зря родился и трудился. Приведу один пример. После того как в 2010 году мое имя попало в учебник по литературе для школ Казахстана, я тогда подумал: каким образом меня будут изучать десятиклассники, если у них на руках нет моих книг? Я же не могу тысячу экземпляров моего романа лично распространить по школам. Значит, опять речь идет о государстве, которое и должно обеспечить должный тираж книги писателя, вошедшей в учебник. Литература должна быть доступна читателю. В обстановке, когда у нас развалена книготорговая система, мы не можем говорить о широком читателе в Казахстане. Изоляция в культуре, в литературе приведет к нулю все благие усилия политиков.

– Вы успеваете сочинять прозу и поэзию, писать сценарии документальных фильмов об истории и культуре Казахстана и заниматься педагогической и общественной работой. Где берется на все это время?

– Возможно, кому-то покажется, что я очень активен. Но есть закон переполненного кувшина. В меня льются впечатления. Если я не успею на это каким-то образом отреагировать стихами или сценариями, то мой кувшин переполнится и все просто уйдет в песок. У меня принцип такой: когда я хочу что-то делать, нахожу для этого время. Если ты сконцентрировался, то можешь за час сделать столько, сколько другой не сделает и за сутки. Это я советую многим молодым людям, тем более моим собратьям по перу, по искусству, чтобы они ощущали вот эту грань переполненности и успели создать то сокровенное, на что были запрограммированы судьбой. Иначе не будет ни новых достойных книг, ни музыки, ни картин. А тех, от кого зависит общественная презентация творений мастера, я прошу: «Ну дайте же художнику явиться перед глазами читателя, слушателя, зрителя!».

И последнее. Я часто вспоминаю свою маму. Она без устали хлопотала по кухне, по хозяйству и все время желала только хорошего всем, кто находился рядом с ней. Следуя ее святому примеру, хочу пожелать всем людям в Казахстане и в мире, чтобы все время кто-нибудь говорил им хорошее и просил для них хорошего в завтрашнем дне. Вот это и есть моя личная человеческая миссия.

СПРАВКА

Дюсенбек Накипов – романист, поэт, хореограф-либреттист, сценарист, драматург, профессор, журналист, председатель Союза хореографов Казахстана, основатель международного фестиваля балета «Приз традиций» (1995), ныне «Приз Улановой». В 1964 году окончил Московское академическое хореографическое училище и факультет журналистики КазГУ им. аль-Фараби (1985). Ведущий солист балета ГАТОБ им. Абая (1964-1986). Главный редактор творческого объединения «Алем» киностудии «Казахфильм» (1987- 1991). Организатор ряда международных культурных и гуманитарных программ. Автор многих сценариев документальных фильмов об истории, культуре и искусстве Казахстана. Автор либретто трех детских балетов и балета «Принцесса любви» на музыку Бейбута Дальденбая, ждущего своей постановки в РК и получившего высокую оценку от мэтра искусства балета Юрия Григоровича и дирижера Вага Папяна.

Зайтуна ДЖАНДОСОВА

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых