Примерное время чтения: 5 минут
22

Хребет Пекина

Вид с высоты птичьего полета на основную часть Центральной оси Пекина, которая протянулась на 7,8 км с севера на юг через центр столицы. Предоставлено отделом Пекина по сохранению и управлению объектами Центральной оси Пекина для China Daily.
Вид с высоты птичьего полета на основную часть Центральной оси Пекина, которая протянулась на 7,8 км с севера на юг через центр столицы. Предоставлено отделом Пекина по сохранению и управлению объектами Центральной оси Пекина для China Daily. открытый источник

Ансамбль достопримечательностей продолжает играть важную роль в современной жизни города.

Тем, кто отправляется в центр Пекина, часто рекомендуют подняться на холм Цзиншань, чтобы насладиться редким видом на старый город с высоты птичьего полета. С его вершины открывается величественная панорама Запретного города с дворцами ярко-красного и жёлтого цветов.

Если обернуться и посмотреть на север, то становится более очевидным равновесие симметрии, характерное для традиционной китайской эстетики и верований: Зал императорского долголетия расположен на склоне холма, а за ним – улицы Дианьмэньвайдацзе и Дианьмэньнэйдацзе, разделяющие открывающийся вид на две части и протянувшиеся до Колокольной и Барабанной башен.

Такой структурный баланс типичен для всего старого города Пекина на отрезке ворот Юндинмэнь на юге, комплекс площади Тяньаньмэнь и Запретного города – Колокольная и Барабанная башни на севере, протяжённость которого составляет 7,8 км.

Это так называемая Центральная ось Пекина, также известная как хребет Пекина. Она включает ансамбль архитектурных комплексов и археологических памятников, что определяет общую планировку столицы, включая императорские дворцы, сады и ритуальные объекты, древние административные здания, государственные церемониальные и общественные здания, а также остатки дорог Центральной оси.

Выдающийся китайский архитектор и историк архитектуры Лян Сычэн (1901-1972 гг.) писал: «Уникальный и величественный порядок Пекина создается благодаря этой Центральной оси... В мире нет другого архитектурного комплекса с такой впечатляющей планировкой или с таким масштабным использованием пространства».

27 июля в ходе 46-й сессии Комитета всемирного наследия, проходившей в Нью-Дели, Индия, объект «Центральная ось Пекина: ансамбль зданий, демонстрирующий идеальный порядок китайской столицы» был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Этот комплекс, состоящий из 15 элементов, занимает площадь в 589 гектаров, а также буферную зону в 4542 гектара, и является 59-м объектом всемирного наследия, расположенным в Китае, и восьмым в Пекине.

По словам директора Центра национального наследия при Университете Цинхуа Люй Чжоу, концепция планировки Центральной оси Пекина основана на философских идеалах нейтральности и гармонии, а также культурной традиции «выбора центра», присущей китайской цивилизации.

«Она служит материальным воплощением традиционного китайского мировоззрения, ценностей и концепции времени и пространства, имея большое символическое значение», – отмечает Люй Чжоу.


Концепция Центральной оси Пекина впервые сформулирована в книге «Каогунцзи» («Записки о ремеслах»), написанной до 221 года до н. э., в которой подробно излагаются принципы планировки столицы. Во времена династии Западная Хань (206 г. до н.э. – 24 г. н.э.) она была открыта заново и включена в классическую конфуцианскую книгу «Чжоули» («Обряды Чжоу»), а впоследствии принята в качестве традиционного конфуцианского представления об идеальном устройстве столицы.

Исторические достопримечательности вдоль Центральной оси Пекина включают (слева направо) Запретный город, алтарь Шэцзитань, улицу Цяньмэньдацзе, Храм неба и холм Цзиншань. Фотографии сделаны Цзян Дуном / China Daily и предоставлены отделом Пекина по сохранению и управлению объектами Центральной оси Пекина для China Daily.

В XIII веке династия Юань (1271-1368 гг.) приняла решение построить свою столицу Даду на месте нынешнего Пекина. На восточном берегу современного озера Шичахай была выбрана точка отсчета, где были заложены Центральная платформа и Центральная башня. В южном направлении от Центральной платформы проходила предварительная ось, на которой был построен дворцовый комплекс. Вместе с Центральной платформой в центре спроектирована прямоугольная сетка, обозначавшая границы Даду.

С 1406 по 1564 год, по мере продолжения строительства внутреннего и внешнего городов Пекина, формировалась Центральная ось общей протяженностью 7,8 километра.

«На протяжении всех этапов строительства Центральная ось определяла планировку всего города, создавая симметрию. Это прекрасно демонстрирует особенности нашей культуры и эстетики, – рассказывает Люй Чжоу. – Поэтому сегодня, стоя на Центральной оси, делая фотографии и снимая видео, мы можем найти огромное множество ракурсов, иллюстрирующих принципы центрированности, симметрии и порядка».


С 1978 года реализуются проекты по охране и археологические исследования объектов культурного наследия, а зоны, открытые для посещения, постепенно расширяются. В течение 12 лет, предшествовавших включению в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, были изданы программные документы, направленные на совершенствование мер по охране и управлению объектами, охране окружающей среды и привлечению внимания общественности, включая трёхлетний план на 2020-2023 гг., Правила сохранения культурного наследия Центральной оси Пекина и План по сохранению и управлению объектами Центральной оси Пекина (2022-2035 гг.).

«Все 48 ключевых задач трехлетнего плана выполнены. Система охраны Центральной оси Пекина постоянно совершенствуется, и люди прекрасно понимают ее общую ценность, – отмечает, заместитель директора отдела города по сохранению и управлению объектами Центральной оси Пекина Чу Цзяньхао. – Исторический облик и очарование Центральной оси Пекина постепенно восстанавливаются и воспроизводятся наглядным образом благодаря постоянному улучшению условий жизни и городского ландшафта, что повышает благосостояние и удовлетворенность местных жителей».


По его словам, внесение Центральной оси Пекина в Список всемирного наследия ЮНЕСКО демонстрирует преемственность, новаторство, единство, инклюзивность и миролюбие китайской цивилизации. Это одновременно и знаковое событие, и новое начало, знаменующие собой новый этап в защите объектов Центральной оси.

Чэн Юэчжу и Ван Кайхао

Подписывайтесь на наш Дзен и Telegram канал.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых