Как вывести винодельческую отрасль РК из кризиса
В КАЗАХСТАНЕ ИДЕТ СБОР ВИНОГРАДА. ЧТОБЫ ЗАКОНЧИТЬ СЕЗОН БЕЗ БОЛЬШИХ ПОТЕРЬ, ВИНОГРАДАРЯМ ПОНАДОБИЛИСЬ ОСОБАЯ ВЫДЕРЖКА И КРЕПОСТЬ – ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ. КАКИМ ДЛЯ НИХ ВЫДАЛСЯ НЫНЕШНИЙ СЕЗОН, МЫ РЕШИЛИ УЗНАТЬ У ОДНОГО ИЗ СТАРЕЙШИХ И АВТОРИТЕТНЕЙШИХ ВИНОДЕЛОВ СТРАНЫ, ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА WINNAC ELITE АРТУША КАРАПЕТЯНА. [газетная статья]
ПРИРОДА И ПЛОХАЯ ПОГОДА
– Артуш Месропович, какой урожай винограда вы ожидаете в нынешнем году?
– Этот год для казахстанских виноградарей стал одним из самых сложных в современной истории. И дело не только в пандемии, которая привела к падению платежеспособности населения, сокращениям, но и в переменчивой погоде. 5 сентября мы начали сбор винограда на своем хозяйстве в Сайрамском районе Туркестанской области. Уже сейчас можно сказать, что урожай будет ниже среднего.
В этом сезоне была сильная жара, затем произошло понижение температуры до 5-7 градусов по Цельсию. В итоге виноградники подверглись болезням: когда слишком жарко, виноград страдает от оидиума, когда слишком холодно, проявляется другая болезнь – милдью. Эти факторы отразились на состоянии листьев и, соответственно, не в лучшую сторону повлияло на урожай. В итоге в Казахстане поднялась цена на конечный продукт.
Наша фирма не только сама выращивает виноград, но и закупает его у фермеров. Раньше мы принимали белые сорта винограда (рислинг, ракацители, кольжинский) по 60 тенге за килограмм. Для красных вин, таких сортов как саперави, первомайский, – по 70-80 тенге. А в этом году 70 тенге стали стоить белые сорта и 90 тенге красные. Подорожали вспомогательные материалы и электроэнергия. В итоге выросла себестоимость вина.
– Привели ли все эти негативные факторы к сокращению ваших закупок винограда?
– Мы не привыкли отступать. Каждый год перерабатываем виноград в таком количестве, чтобы компенсировать реализацию продукции. В итоге запасы вина в наших закромах не уменьшаются. Это очень важно для нашей компании, так как производство связано с большими выдержками. Вот уже пять лет как мы являемся ведущим производителем марочных коньяков в Казахстане.
Мы уже начали держать в бочковом отделении не только коньяки, но и вина. Они также переходят в марочный класс. Сегодня мы практически обеспечиваем жизнеспособность нашего предприятия благодаря марочным коньякам и винам. Причем коньяки имеют выдержку от 6 до 12 лет.
ВИНОДЕЛИЕ ТРЕБУЕТ ВЫДЕРЖКИ
– Насколько снизились ваши продажи из-за пандемии в этом году?
– Реализация продукции упала на 57% по сравнению с прошлым годом. Уборка винограда стала обходиться дороже. Резервных финансов у нас нет. С марта до июля мы практически не работали. Только сейчас началось оживление. Мы надеемся на четвертый квартал, во время которого, скорее всего, будет увеличен объем реализации.
МНОГИЕ ВИНОДЕЛЬЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ РАЗОРИЛИСЬ. НЕКОТОРЫЕ ПЕРЕКЛЮЧИЛИСЬ НА РАБОТУ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ПРОДУКЦИИ.
Сейчас мы оптимизировали наше хозяйство. Пришлось даже продать некоторые автомашины. За счет этих средств получили возможность принимать виноград, перерабатывать сухие и красные вина, готовить материал для перегонки в коньячный спирт. В связи с пандемией доходы населения значительно снизились. Сложное положение фактически во всех отраслях. Конечно, людям сейчас не до алкоголя. Прежде всего их заботит покупка продуктов питания и одежды.
Я надеюсь, что не будет широкомасштабной второй волны коронавируса. В четвертом квартале люди традиционно готовятся к Новому году. В это время у нас наблюдаются максимальные объемы продаж. Думаю, что мы сможем заработать в этот период и расплатиться с фермерами за виноград, рассчитаться по всем долгам. Это позволит нам выровнять финансовое положение в компании. О доходах говорить не приходится. Надеемся хотя бы выйти по нулям.
– Вам тоже из-за кризиса пришлось пойти на финансовые и кадровые сокращения в трудовом коллективе?
– Чтобы уменьшить расходы, мы отправляли часть людей в отпуска без содержания. Пришлось сократить часть коллектива. Благодаря стабилизационным мерам мы еще находимся на плаву. И я думаю, что мы пройдем этот сложный период. Многие винодельческие предприятия разорились. Некоторые переключились на работу с другими видами продукции. Но наши фирменные магазины продолжали работать с соблюдением всех санитарных норм и мер дезинфекции. Правда, мы сократили режим работы – с 12:00 до 18:00 и не открываем магазины в выходные. Возможно, с октября вернемся к прежнему графику.
– Как карантин и закрытие границ отразились на доминировании импортной алкогольной продукции и количестве некачественного алкоголя в магазинах?
– К сожалению, из кризиса наша отрасль выходит в еще более худшем положении. Импорт на полках по-прежнему доминирует. Изготовление вина и коньяка из сусла и концентрата остается законным. Также вполне легально делают алкогольные напитки из спирта, добавляя ароматизаторы и красители. Единственная разница – если раньше этим в основном занимались зарубежные производители, то теперь к ним присоединились и казахстанские.
«КРЕПОСТЬ ДОЛЖНА БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО У НАПИТКОВ»
– Как вы относитесь к обещаниям с высоких трибун сократить налогообложение для малого и среднего бизнеса РК?
– В течение последних десяти лет налоги лишь увеличиваются. Предпринимателей никто не слышит. Малый и средний бизнес практически упал. Люди не могут заработать деньги. На одной из выставок в Китае я увидел мини-трактор для виноградников. Один человек этим трактором обрабатывают три гектара и собирает 180 центнеров с гектара. Стоит всего 2,5 тысячи долларов. Я решил приобрести сразу 10 тракторов для нашего хозяйства, но мне сказали, что стоимость для иностранцев – 25 тысяч долларов. Это яркий пример, как можно поддерживать малый бизнес.
– Но в Казахстане есть система лизинга техники…
– Во-первых, лизинг очень трудно получить. Во-вторых, еще пять лет придется ждать, пока ты сможешь выкупить технику. За это время она, скорее всего, сломается. В итоге приходится рассчитывать лишь на себя.
– Если вы изготавливаете марочную продукцию, вам должна быть открыта дорога в магазины duty free.
– Мы пытаемся зайти в эту сферу, а также в элитные рестораны. Однако там отдается предпочтение импортным продуктам. Существует стереотип, что они намного лучше. Однако мы каждый год принимаем участие в международной дегустации в Ялте и получили там уже 19 золотых медалей.
С импортом в Казахстане все очень неоднозначно. Не секрет, что даже во Франции появились предприятия, которые «химичат». Там узаконили, что если в вине есть 7% винограда, то его можно перерабатывать в коньяк и называть его виноградным. Хотя в исходном материале могут присутствовать сливы, яблоки и другие плоды.
– В советское время в Казахстане алкогольная отрасль давала 27% в бюджет. Может ли казахстанское виноделие стать столь же серьезным подспорьем государственной казне?
– Это невозможно сделать без воли государства. У нас уникальный климат в предгорьях Тянь-Шаня. Но этого недостаточно. Нужно отдать должное России, где в последние годы существует программа поддержки виноделия в южных регионах. В частности, в Крыму за счет государства было посажено 3000 гектаров виноградников. Кроме этого, разрешили рекламировать алкогольную продукцию, как и во многих западных странах.
А у нас – полный запрет. В итоге страна недополучает значительные средства в бюджет, а целая отрасль отдана на откуп импортной продукции. Достаточно зайти в любой крупный магазин и посмотреть, производителей каких стран мы поддерживаем. Коронавирус пришел в мир не навсегда. Из любого кризиса нужно выходить с новым мышлением. Крепость должна быть не только у напитков, но и у намерений развивать отечественные бренды.
Олег Белов
В АЛМАТЫ ФИРМЕННЫЕ МАГАЗИНЫ WINNAC ELITE НАХОДЯТСЯ ПО АДРЕСУ: ул. Райымбека, 509/1 (между ул. Момышулы и ул. Яссауи); ул. Гоголя, 2, торговый дом «Карапетян» (район Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького); ул. Розыбакиева, 289, уг. пр. Аль-Фараби, жилойкомплекс «Айгерiм»; пр. Аль-Фараби, 21, уг. ул. Желтоксан, AFD Plaza, блок 2; ул. Акан-Серы, 17, супермаркет «Ак жол» (район Алматы I).
В НУР-СУЛТАНЕ: Divino, пр. Мангилик Ел, 28, НП 25; ул. Калдаякова, д. 1, ВП 4; ElitAlco.kz, пр. Мангилик Ел, дом 48, НП 3; Flover, пр. Кабанбай-батыра, д. 46 «а», НП 5; Alco Brand’s, ул. Сыганак, д. 10, ВП 21.