Воюющий тыл, в котором ковалась Победа
Известно, что в годы великой отечественной войны Алма-Ата стала пристанищем для эвакуированных людей со всего союза и госпиталем, куда привозили сотни тысяч раненых солдат. Несмотря на то что Казахстан был далеко от линии фронта, республика и ее столица стали воюющим тылом, в котором тоже ковалась победа.
И кузница, и здравница…
[газетная статья]
Об этом, в частности, в своем недавнем телеинтервью рассказал и президент страны Касым-Жомарт Токаев:
– В годы войны в Казахстан были перевезены сотни заводов, а также столичные театры и киностудии. Лучшие кинофильмы о войне в те годы были сняты именно в Казахстане...
Но прежде всего Алма-Ата оставалась центром, где всю войну призывались тысячи казахстанцев для отправки на фронт. В городе и его окрестностях были созданы четыре призывных пункта. Первый находился в школе №19 на пересечении нынешних улиц Калдаякова и Гоголя. Второй – в школе №10 на пересечении улиц Калинина (нынешнее название Кабанбай-батыра) и Панфилова, сейчас там находится гостиница «Алматы».
Еще один призывной пункт располагался на территории Верненской крепости (улиц Татибекова и Халиуллина), а четвертый – в городе Талгаре. Именно там была сформирована знаменитая 316-я стрелковая дивизия (впоследствии 8-я гвардейская), солдаты которой под командованием генерал-майора Ивана Панфилова участвовали в 1941 году в героической обороне Москвы.
В столицу Казахстана с фронта шли эшелоны с ранеными солдатами и офицерами. Здесь было развернуто 11 госпиталей. Они располагались в школах, вузах, домах отдыха. Открывались специальные отделения: урологические, глазные, ортопедические. Сюда также приезжали солдаты на восстановление после боёв и ранений. Имеются данные, что из Алматы после лечения в строй возвращались около 72 процентов от всех раненых.
Один из самых больших госпиталей располагался в бывшем доме губернатора города Верного, на проспекте Ленина. Впоследствии дом этот был снесен и на его месте возвели многоэтажный жилищный комплекс.
В столицу Казахстана было переброшено множество заводов и производств с других территорий Советского Союза. Всего в годы ВОВ сюда эвакуировали 19 предприятий. Так, в 1941 году был перевезен Луганский паровозостроительный завод. На его базе был основан Алма-Атинский завод тяжелого машиностроения (АЗТМ). В марте 1942 года завод приступил к выполнению первого военного заказа – изготовление торпед, мин и снарядов.
…И всесоюзная кинофабрика
Широко известно, что в Алма-Ату были эвакуированы две крупнейшие киностудиистраны – «Мосфильм» и «Ленфильм». В это же время здесь было снято 20 полнометражных и 10 короткометражных фильмов. 15 ноября 1941 года Алма-Атинская киностудия слилась с эвакуированными в Казахстан киностудиями и превратилась в Центральную объединенную киностудию художественных фильмов – ЦОКС. Работа киностудии продолжалась до 1944 года.
В здании, где находились кинопавильоны, теперь расположена Казахская государственная филармония им. Жамбыла (на Толе би – Калдаякова).
Алма-Ата была выбрана потому, что, как заверяли синоптики, здесь триста солнечных дней в году, а это давало возможность широко использовать съемки на натуре, не прибегая к строительству дорогостоящих павильонов. Конечно, были еще и какие-то другие соображения, но главным было наличие этих трехсот солнечных дней. Известный режиссер Михаил Ромм рассказывал, как все это случилось:
«...В 1941 году мне пришлось в первый раз приехать в город Алма-Ату. Приехал я с довольно печальной миссией – просить председателя Совета народных комиссаров Нуртаса Ундасынова приютить в Алма-Ате две киностудии: «Мосфильм» и «Ленфильм». Для этого нужно было отобрать в этом, в общем-то, небольшом городе (причем, не забудьте, такого размаха строительства не было, город был очень молодой) единственный и лучший Дворец культуры, отобрать гостиницу, крупнейшую в городе, и один только что выстроенный новый дом. А Алма-Ата должна была разместить в то время и какую-то промышленность, принять тысячи эвакуированных, а не только кинематографистов. Следовательно, мы предъявили этому маленькому городу огромный и тяжелый счет. Разговор был сложным, и я старался доказать товарищу Ундасынову, что за это время Алма-Ата получит кинематографию. Кончится война, и в городе останутся киностудия, аппаратура, кадры. К декабрю Алма-Ата была полна кинематографистов, и жизнь кино закипела. Когда прибыли первые эшелоны с мосфильмовцами и ленфильмовцами, их уже ждали гостиница «Дом Советов», превращенная в общежитие, Дворец культуры, в котором хозяйничали строители, столяры, плотники, спешно переоборудовавшие его под киностудию, и свежевыкрашенный, с иголочки, новый трехэтажный дом на углу улиц Кирова и Пролетарской, получивший громкое название «лауреатника», ибо в нем разместились ведущие мастера советского киноискусства – режиссеры, операторы, актеры».
Невский проспект в предгорьях Алатау
Культурная жизнь в те суровые годы в Алма-Ате кипела. Так, недавно нам стало известно, что артист, выступавший в СССР с психологическими опытами «по чтению мыслей» зрителей Вольф Мессинг, здесь гастролировал в 1943 году.
Перед самой войной в Алма-Ате по проекту архитектора М.Б. Левинсона возвели трехэтажный дом, который своей монументальностью сразу же стал достопримечательностью одноэтажной улицы Калинина. В годы эвакуации творческой интеллигенции из Ленинграда проспект Калинина называли Невским.
Официально дом, который построил Левинсон, назывался пятым жилкомбинатом горисполкома. Здесь селили элиту старой Алма-Аты, о чем говорят скромные мемориальные доски, в наши дни упрятанные за массивную рекламу магазинчиков, нашедших себе место в подъездах дома. Здесь жил Мухтар Ауэзов. Среди других счастливых новоселов в 1938 году он получил ключи от квартиры №29. Среди жильцов дома были не только мастера творческого цеха. Однако горожане окрестили дом по улице Калинина именно Домом Союза писателей.
Литературная судьба дома и его обитателей совпала с эвакуацией деятелей искусства в Алма-Ату в годы войны. В переписке с друзьями Константин Паустовский подчеркивал, что квартира Мухтара Ауэзова – некая писательская лаборатория. Он так и пишет: «Живем дружно, колонией».
А вот еще одно свидетельство прошлого. В октябре 1941 года Коста сообщает Рувцу (так звали друг друга Паустовский и Рувим Фраерман): «…С большим трудом переехал в Алма-Ату… Город чудесный, весь в густых садах, у подножия снеговых гор, много солнца, жара, но все же тоскливо на сердце… Живем у чудесного человека – казахского писателя Мухтара Ауэзова, он уступил нам одну комнату…».
Но менее известно, что в Казахстан были эвакуированы также помимо творческих и научные коллективы. В АлмаАту прибыло более 20 научных учреждений и такие всемирно известные ученые академики, как И.П. Вернадский, В.А. Обручев, А.М. Панкратова, А.А. Скочинский и другие. Многие из них, в частности Вернадский и Обручев, некоторое время жили в доме на углу улиц Калинина и Фурманова (Кабанбай-батыра и проспекта Назарбаева). Это дом также считался украшением улицы Калинина и был снесен сравнительно недавно.
Иными словами, Алма-Ата была городом, внесшим огромный вклад в общее дело победы. В нем, пусть на короткое время, трудилось большое число выдающихся, великих людей той эпохи, которые именно здесь создали множество творений, послуживших не только делу борьбы с врагом, но и развитию самых различных направлений в искусстве и науке.