235

Город тысячи застроек

Кинотеатр «Алатау» – ныне «Макдональдс».
Кинотеатр «Алатау» – ныне «Макдональдс». © / из газетных материалов

Центр Алматы реконструируют или уничтожают?

ВО МНОГИХ ГОРОДАХ МИРА ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ БЕРЕЖНО ОХРАНЯЮТСЯ И КУЛЬТИВИРУЮТСЯ. СТАРИННЫЕ КВАРТАЛЫ СЛУЖАТ МЕСТОМ ПРИТЯЖЕНИЯ ДЛЯ ТУРИСТОВ. В АЛМАТЫ ЖЕ «ЗОЛОТОЙ КВАРТАЛ» ДАВНО УЖЕ ПРЕВРАТИЛСЯ В ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЯ ЗАСТРОЙЩИКОВ. ОДНИ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОСТРОЙКИ БЕЗЖАЛОСТНО СНОСЯТСЯ, ДРУГИЕ, ТАКИЕ КАК ДВОРЕЦ РЕСПУБЛИКИ, ТАКЖЕ БЕЗЖАЛОСТНО «РЕКОНСТРУИРУЮТСЯ». ГОРОД, ОБЪЯВИВШИЙ О СВОЕЙ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ ИСТОРИИ, ПЛАНОМЕРНО УНИЧТОЖАЕТ ЗДАНИЯ, ХРАНЯЩИЕ СЛЕДЫ ПРЕЖНИХ ЭПОХ. [газетная статья]

Мы решили выяснить, как к такому переделу (на грани беспредела!) относится известный режиссер Рашид Нугманов. Кстати, он архитектор по своей первой специальности.

Рашид Нугманов
Рашид Нугманов.

ПЕШЕХОДНАЯ КРАСАВИЦА И ЧУДОВИЩЕ

– Рашид Мусаевич, как вы оцениваете архитектурную модернизацию центра Алматы?

– В целом я оцениваю ее очень низко. Есть какие-то положительные моменты: например, сделали пешеходной улицу Панфилова. Но это – всего лишь наши старые идеи. Когда я учился в архитектурном институте, еще в те годы вынашивался проект – сделать центр города пешеходным, с минимальным количеством транспорта.

Кинотеатр «Алатау» – ныне «Макдональдс».
Кинотеатр «Алатау» – ныне «Макдональдс». Фото: из газетных материалов

Надеюсь, окажется удачным проект реставрации улицы Байсеитовой и скверов у оперного театра. Это – сердце города. Но к сожалению, чудовищный новодел, ЖК «Столичный центр», уже успел его разрушить. В целом многие новые здания, которые сейчас появляются, уничтожают исторический алматинский ландшафт. Получается полный архитектурный разнобой и эклектика, от псевдоклассики и псевдомодерна до «колхозного» самостроя. Все что угодно, но только не Алма-Ата со своим уникальным культурным духом.

– Вы считаете, что нужно наложить вето на застройку и перестройку центра города?

– Я не хочу сказать, что необходимо «золотой квадрат» превратить в «зону неприкасаемости». Но, на мой взгляд, архитектора и человека, который родился в Алма-Ате, проводить реконструкциюнужно выборочно и очень бережно. Конечно, где-то есть еще «убитые» переулки и дворы, старые, уродливые здания, которые можно заменить, но их не так уж и много на самом деле. Новые постройки должны подчиняться общей визуальной и социальной концепции развития города. И эта концепция обязана учитывать, благодаря чему был создан неповторимый дух Алматы, а не клонировать провинциальные копии не лучших образцов мировой архитектуры «для бедных».

ЧТО В СЛОГАНЕ ТВОЕМ?

– По-вашему, концепция должна включать еще и сохранение зеленого фонда?

– Безусловно. Зелень в центре города мы тоже должны защищать также, как и здания. Главным слоганом Алматы у нас выбрали «Город тысячи красок». Но тот, кто имеет хоть какое-то отношение к живописи или биологии, понимает, что человеческий глаз в среднем различает миллион цветовых оттенков, а у некоторых уникумов число доходит до ста миллионов. Страдающие цветовой слепотой дихроматы видят около десяти тысяч цветов. Ну а одна тысяча красок – это дальтонизм в крайней степени заболевания. Издавна у Алма-Аты был популярный слоган – «Город-сад». Даже в названии мегаполиса присутствует слово «алма» («яблоко»). Теперь же деревья, наше природное богатство, превращают в жалкие обрубки.

Вторая важнейшая особенность Алматы – это горы. В моем раннем детстве это был город с чистейшим воздухом, куда каждый вечер спускался бриз, где вершины не заслоняли уродливые здания, где многие улицы вели к горам, и это создавало потрясающий вид. Сейчас горы можно увидеть все реже, виной чему смог и безжалостная застройка. В частности, на месте достаточно колоритного здания госплана на пересечении улиц Желтоксан и Богенбай-батыра поставили многоэтажного офисного монстра.

На месте ТЮЗа сейчас жилой комплекс «Столичный центр».
На месте ТЮЗа сейчас жилой комплекс «Столичный центр». Фото: из газетных материалов
На месте ТЮЗа сейчас жилой комплекс «Столичный центр».
ТЮЗ.

Мне как-то порекомендовали посмотреть это здание на предмет открытия фестивального центра. Когда я зашел в него, то понял, что внутри эта архитектура такая же нечеловеческая, как и снаружи. В то время бизнес-центр был фактически пустой, без внутренней отделки. Арендаторы должны были сами строить перегородки, проводить электричество. При этом аренда очень дорогая. Это здание не только испортило внешний вид города, но и создало неудобства для пешеходов, заняв территорию тротуара вдоль улицы Желтоксан.

Другой печальный пример – громадное высотное жилое здание «Столичный центр» на Абылай-хана и Кабанбай-батыра. Оно же абсолютно не вписывающееся в окружающий контекст. А ведь на его месте когда-то был театр юного зрителя и кинотеатр повторного фильма. Дальше на Кабанбай-батыра и Сейфуллина стоял городской Дворец пионеров. Я, кстати, сам в детстве посещал там кружок живописи. Конечно, это был далеко не шедевр, достаточно аскетичное здание, построенное в хрущевские времена. Но его можно было привести в порядок. Главное, что у него было созидательное наполнение. Там работало множество кружков, даже присутствовала своя обсерватория. При желании архитекторы могли бы облагородить его фасад и сделать из него конфетку. Но его снесли, и теперь на этом месте красуется пятизвездочный отель.

В прошлом году разразился новый скандал, связанный со строительством многоэтажного жилого комплекса «Опера» на пересечении улиц Кабанбайбатыра и Назарбаева. Горожане вновь выступили с протестом. К счастью, на этот раз их голос был услышан и проект отклонили. Кстати, спасибо газете «Аргументы и факты Казахстан», которая в тот момент поддержала алматинцев, выступающих против застройки. Однако судьба знакового места в «заповедном» центре города до сих пор неясна.

ОТ «ЦЕЛИННОГО» – К КУЛЬТУРНОМУ

– Как вы оцениваете проект превращения кинотеатра «Целинный» в культурный центр?

– Это один из немногих проектов, который я поддерживаю. На мой взгляд, можно было бы даже пойти дальше. У меня есть идея – превратить весь квартал вокруг «Целинного» в культурную зону. Редактор вашей газеты Виктор Кияница даже придумал подходящее название для нее – «Территория культуры». Намой взгляд, она могла бы охватывать квадрат, ограниченный улицами Масанчи, Жамбыла, Байтурсынова и Карасай-батыра.

Внутри этой зоны акимат мог бы позволить бы развитие только тех видов предпринимательства, которые так или иначе связаны с культурой и образованием. Это галереи, мастерские, всевозможные кружки, живые выставки, уличная скульптура. Ну и, конечно, кафе. А ведь не так давно на месте «Целинного» намеревались построить второй «Макдональдс». То есть, он едва не повторил судьбу кинотеатра «Алатау».

В тот момент я встречался с предпринимателем Кайратом Боранбаевым, владельцем здания, и убеждал его не строить на знаковом месте ресторан фастфуда. Тем более что это такое «нахоженное» место, где состоялось множество кинопремьер. В том числе, там впервые был показан фильм «Игла». Я с радостью обнаружил, что у Кайрата Боранбаева уже появился альтернативый проект культурного центра, первые эскизы которого он мне показал. Я воспринял этот проект с энтузиазмом.

К тому же здесь расположена Никольская церковь – намоленное место, а примыкающий к ней Никольский рынок, на мой взгляд, можно было превратить в небольшой крытый комплекс для частников, каких очень много во Франции и в России. Получился бы рынок, который внутри был бы похож на одноэтажный супермаркет, чистый и аккуратный. Все прилавки в едином дизайне, соблюдается температурный режим, строгая санитария. И можно было бы разрешить торговлю лишь продуктами, прошедшими экологическую экспертизу, любой товар без консервантов ГМО. То есть, это была бы новая культура торговли, что сочеталось бы с концепцией всего квартала и не противоречило его духовному и культурному наполнению.

 – Какую роль играет улица Кабанбай-батыра в вашей концепции культурной зоны вокруг «Целинного»?

– Эта улица могла бы вернуть себе свой прежний статус, когда улицу Калинина называли «Бродом». Участок от Малой Алматинки до Никольского собора мог бы вновь превратиться в главную культурную ось Алматы. На мой взгляд, стоило бы разобрать жилой комплекс «Столичный центр» и построить там хороший театр. То есть эта улица вновь могла бы стать театральной.

– Как можно использовать участок на пересечении Кабанбай-батыра и Назарбаева, вокруг которого не утихают споры?

– На этом углу можно построить компактный центр современного искусства с активными воркшопами для молодежи. Считаю такие центры должны существовать в каждой культурной столице.

– Не будет ли он дублировать функции центра в «Целинном»?

– «Целинный» – это поливалентный культурный центр, где планируется проводить различные фестивали, кинопоказы, в том числе будет устроен открытый кинотеатр на крыше. А центр современного искусства ориентировался бы на сферу изобразительного искусства и дизайна. В том числе – и на работу с детьми. Активный обмен идеями превратит его в мозговой центр, который в будущем будет формировать художественную, изобразительную часть Алматы, а также ее социальную и духовную наполненность, где сейчас наблюдается дефицит знаний и уникальных идей.

Олег БЕЛОВ

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество