МНОГОЧИСЛЕННЫЕ РУИНЫ ВДОЛЬ ХРЕБТА ТЯНЬ-ШАНЯ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О КУЛЬТУРНОМ РАЗНООБРАЗИИ НА ШЁЛКОВОМ ПУТИ [газетная статья].
ПОДГОТОВЛЕН ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ CHINA DAILY
Сиюй (древний Западный край), о котором ходили многочисленные легенды, всегда очаровывал правителей, купцов, поэтов и паломников древности. Этот край, расположенный в основном на территории современного Синьцзян-Уйгурского автономного района и частично Центральной Азии, представлял собой цепочку городов-оазисов, которые, подобно жемчужинам, усеивали Шёлковый путь, растянувшись на запад вдоль гор Тянь-Шаня. Города, в которых когда-то процветал мультикультурализм, – а об их богатствах складывались легенды, – имеют историю длиной в тысячелетия.
Возможно, эти древние города и превратились в руины, но благодаря усилиям археологов и сохранившимся описаниям они предоставляют современникам невероятные и конкретные свидетельства того, что происходило в эпоху наивысшего развития сети евразийских торговых путей.
С 2016 года Го У, научный сотрудник Института археологии Академии общественных наук КНР, сосредоточил всё своё внимание на руинах Бэйтина, или Бешбалыка, крупнейшего и наиболее хорошо сохранившегося древнего города у северных склонов гор Тянь-Шаня. Расположенные в современном уезде Джимсар в Синьцзяне руины имеют основную площадь более 1,5 кв. км. В 2014 году руины Бэйтина получили статус Всемирного наследия ЮНЕСКО на основании того, что они являются частью объекта «Шёлковый путь: сеть маршрутов Чанъань – Тянь-Шаньского коридора».
«Город процветал на артерии северного ответвления Великого шелкового пути, – рассказывает Го. – От этого места зависела бесперебойность торговли в Сиюй».
Группа Го раскрыла планировку города, включая сеть дорог, водные пути и храмы. Найденные монеты эпохи династий Тан (618-907 гг.) и Сун (960-1279 гг.) красноречиво свидетельствуют о процветающей торговле, а облицовка из керамической плитки говорит о социальном статусе и персидском влиянии на регионы Центральной Азии.
«Город непрерывно строился в течение 150 лет при династии Тан. В последующие периоды произошли небольшие изменения в планировке. Он продолжал играть ключевую роль вплоть до эпохи династии Юань (1271-1368 гг.)», – рассказывает Го. В 702 году императрица династии Тан У Цзэтянь приказала создать на этой территории протекторат Бейтин для управления северными районами Тянь-Шаня. За последующие столетия город пережил правление множества династий. Однако царства Тубо и Гаочан, кидани и монголы стремились поддерживать культурный обмен и торговлю на Великом шёлковом пути.
К примеру, хотя в королевстве Гаочан широкое распространение получил буддизм, группа Го во время раскопок обнаружила христианскую реликвию, крест, рядом с руинами буддийского храма.
«Городская система, в центре которой находятся руины Бэйтина, свидетельствует об инклюзивности, взаимном обучении и сотрудничестве. Это помогает нам понять, как сформировалась единая китайская нация», – говорит Го.
В первом веке до нашей эры по приказу императора династии Западная Хань (206 г. до н. э. – 24 г. н. э.) десятки тысяч солдат покинули свои дома на территории современной провинции Ганьсу и двинулись дальше на запад, чтобы обосноваться на территории нынешнего округа Турфан у южных склонов Тянь-Шаня. Они защищали приграничную зону, а в свободное время занимались земледелием.
Это поселение солдатов превратилось в ключевой пункт на Великом шелковом пути, где в течение почти 1500 лет происходило взаимодействие между представителями различных народов. Сейчас это руины города Гаочан (Кочо).
Чэнь Айфэн, заместитель директора находящегося в Турфане исследовательского института Academia Turfanica, занимающегося изучением культурного наследия региона, считает город редким олицетворением величия династии Тан и её стремления установить контакты с остальным миром.
Имитирующие планировку Чанъаня (современный Сиань, провинция Шэньси), столицы династии Тан, стены, ворота, храмы и даже рыночные площади Гаочана позволяют с лёгкостью представить себе эту золотую эпоху.
«В действительности Шёлковый путь не был этаким экспресс-маршрутом, по которому люди преодолевали тысячи километров за один раз, например, совершая дальнее путешествие из Китая в Европу, – объясняет Чэнь. – Чтобы вести свой бизнес, торговцы каждый раз путешествовали на относительно короткие расстояния. Таким образом, Гаочан представлял собой перекрёсток торговых путей, на котором велась торговля шёлком, специями и другими товарами из района Центральной равнины Китая и Западной Азии, а люди обменивались идеями».
Гаочан также был в одном лице как компаньоном, так и конкурентом. Хорошо сохранившиеся руины города Цзяохэ (Яр-хото) были обнаружены всего в 50 километрах от Гаочана. Возможно, многие здания были разрушены, но это не помешало ученым получить представление о великолепном прошлом Цзяохэ. Будучи крепостью на вершине крутого утеса, город в основном вырубался в скале, а не застраивался. Это один из старейших и крупнейших городов мира, построенных таким образом.
Как и в случае Бэйтина, руины Гаочана и Цзяохэ также были включены в список объектов Всемирного наследия как части Чанъань – Тянь-Шаньского коридора. По мнению Чэня, эта пара городов имеет огромное значение, поскольку они отражают неизменное стремление династий Центральной равнины Китая обеспечить стабильность и процветание района Сиюй.
В 640 году династия Тан создала в Цзяохэ Генеральный протекторат по умиротворению Запада, высший административный орган управления в Сиюй, но Чэнь говорит, что за столетия до этого знаменательного события местные царства, контролировавшие Турфан, уже находились под сильным влиянием района Центральной равнины Китая. Например, в период Шестнадцати варварских государств (304-439 гг.) конфуцианство, даосизм и буддизм нашли способ гармонично сосуществовать в условиях конфликтов и хаоса. Здесь также были представлены политические и социальные системы династий Центральной равнины Китая.
Перечисленные объекты культурного наследия – это только верхушка айсберга. Еще больше нерассказанных историй только ожидают своего открытия. Одно из недавних крупных открытий – городище в уезде Цитай недалеко от восточной части гор Тянь-Шаня, известное как Танчаодунь (или курган династии Тан). С 2018 года группа археологов под руководством Вэй Цзяня, профессора Китайского народного университета в Пекине, случайно обнаружила в этом месте культурные реликвии возрастом более тысячи лет, которые свидетельствуют о существовании здесь в древности города.
Также были найдены поразительные доказательства связей между Востоком и Западом. В прошлом году на территории городища были обнаружены руины несторианской церкви, датируемой VIII веком. Она перестраивался несколько раз и была окончательно заброшена в XIV веке. Среди руин было найдено большое количество фресок, изображений крестов, скипетров, других предметов культа, а также надписей, сделанных с помощью уйгурской письменности, типичных для эпохи династии Тан.
По словам Вэя, несторианская церковь, представляющая собой ветвь христианской церкви и упоминаемая в китайских документах как цзинцзяо, имела множество последователей во времена династии Тан, но ранее китайские археологи не обнаруживали руин подобных религиозных объектов.
Еще одна вызвавшая интерес ключевая находка в этом городище баня, построенная в период между Х и XIII веками. Комплекс состоит из главного кирпичного здания и окружающих его объектов хозяйственного назначения из сырцового кирпича: к примеру, печей и колодцев. Они характерны для средиземноморского региона и схожи с древнеримскими сооружениями. Вэй соглашается с тем, что на архитектуру бани повлиял римский стиль, но указывает, что несколько раскопанных артефактов характерны для Центральной равнины Китая.
«Вы можете видеть, как различные народы и религии сосуществовали на территориях вдоль гор Тянь-Шаня, как восточная и западная культуры влияли друг на друга на протяжении Великого шелкового пути. Находки дают яркое представление об общей картине того времени, сочетающей в себе единство и разнообразие», – добавляет археолог.
Ван Кайхао, Мао Вэйхуа