Примерное время чтения: 8 минут
11

Доступным языком. Как в Казахстане формируется гражданское общество

В республике наблюдается всплеск интереса к изучению казахского языка, о чём свидетельствует растущая популярность разговорных клубов. Эта тенденция отражает стремление к консолидации общества и формированию гражданской нации, объединяющей представителей разных этносов.

Согласие, компромисс и понимание

Одной из ключевых причин этого подъема стало осознание гражданами своей принадлежности к Казахстану как к единой нации.

«Люди поняли, что через изучение и обучение языку наше общество, оно, знаете, консолидируется, оно объединяется», – говорит Канат Тасибеков, автор уникальной методики «Ситуативный казахский».


Это особенно ярко проявляется в желании представителей различных этносов идентифицировать себя как «казахстанцы» и изучать государственный язык. «И мы видим вот этот процесс, потому что люди, независимо от того, какого они этноса, к какому этносу они принадлежат, объединяются в единую нацию – казахстанец», – констатирует эксперт.

Канат Тасибеков

В ответ на растущую потребность в изучении казахского языка в стране возникло множество общественных инициатив, в первую очередь языковых клубов. Эти клубы, созданные по инициативе неравнодушных граждан, играют ключевую роль в популяризации языка и делают процесс обучения доступным и комфортным для всех желающих.

Особое место среди этих инициатив занимает клуб «Мәміле», основанный Канатом Тасибековым. Первое его заседание состоялось в начале 2017 года, и за прошедшие восемь лет он стал настоящим флагманом движения за изучение казахского языка.

Название клуба «Мәміле», что переводится как «согласие, компромисс, понимание», отражает его главную цель – сближение двух крупнейших страт казахстанского общества.

«Само название клуба подразумевает, что у него кроме задачи обучения казахскому языку есть суперзадача, сверхзадача. Эта задача – привести к согласию, компромиссу, пониманию ... две страты нашего общества: русскоязычную и казахскоязычную», – поясняет инициатор этого начинания.


Клуб известен своей уникальной ситуативной методикой обучения, разработанной Канатом Тасибековым, активистом, которого характеризуют как «человека с огромным сердцем, мудрого и с огромной гражданской принципиальностью и патриотизмом».

Как отмечает сам Тасибеков, автор уникальной методики «Ситуативный казахский», «происходит стремительное изменение сознания людей за последние годы. В исторических масштабах это же просто миг, но как просто разительно меняется сознание людей, и всё больше людей начинает разделять эту точку зрения... людей других этносов, которые приходят в клуб, которые хотят знать язык».

Тренд сильный и искренний

Это подтверждается ростом продаж пособия, прозванной ситуативной казахской книгой, которую создал Тасибеков, увеличением посетителей клуба, приходом волонтеров, желающих изучать государственный язык. Канат называет это своего рода «казахизацией» общества, хотя и подчеркивает, что вопрос требует социологического анализа.

Главное, что этот тренд сильный и искренний, что, по его мнению, не может не радовать: «Просто это трогает до глубины души». Особенно трогательно, когда люди приходят на заседания и, к примеру, говорят: «Мен қазақпын, қазақ ішінде орыспын» («Я казах, среди казахов русский»), «Мен қазақпын, қазақ ішінде неміспін» («Я казах, среди казахов немец»), «Мен қазақпын, қазақ ішінде ұйғырмын» («Я казах, среди казахов уйгур»).

Помимо «Мәміле» в Казахстане активно развиваются и другие форматы языковых клубов, такие как клубы «Үйде сөйле» («Говори дома»). Принцип этих клубов заключается в обучении языку в непосредственной близости к дому, в рамках соседских сообществ. Идея «Үйде сөйле» заключается в том, что «люди учат язык прямо дома».

Активно продвигает эту методику Александра Мыскина, журналист и общественный деятель, изучающая казахский язык с нуля с 39 лет, что является ярким примером успешного освоения языка во взрослом возрасте, разрушая миф о том, что это невозможно. Она ведет несколько разговорных клубов, являясь модератором.

В качестве примера можно взять алматинские дворы, говорит Александра, где «среди этой группы людей, соседей, есть как те, кто хорошо знает казахский язык, так и начинающие. И вот эти люди могут объединиться в роли учителя и ученика и обмениваться информацией, собираясь вечером на чай два-три раза в неделю, они просто разговаривают друг с другом и таким образом обучаются».

Проект «Үйде сөйле» получил поддержку на государственном уровне и входит в спецпроекты Ассамблеи народа Казахстана. Более того, данная инициатива была озвучена в речи президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева на сессии Ассамблеи народа Казахстана в 2024 году, где президент «призвал гражданское общество объединяться и проявлять инициативу и помогать в изучении казахского языка».

Методы разные, но цель – одна

Однако ещё раньше, два года назад в стране, по словам Мыскиной, начался «настоящий ренессанс казахского языка», когда большое количество граждан, говорит она, захотели его изучать и занялись вопросами национальной, а точнее, гражданской идентичности: «Люди осознали, что они граждане Казахстана». И одним из ключевых вопросов идентичности стал казахский язык: «Почему я до сих пор не говорю на казахском языке?». И казахстанцы стали искать пути изучения языка, а гражданское общество быстро отреагировало, создавая бесплатные клубы.

Интересным примером является и клуб отца Елисея (Елдоса), который обучает казахскому языку прихожан местного православного прихода. Этот клуб, возглавляемый казахом, принявшим христианство, является самым многочисленным и насчитывает «почти несколько тысяч человек по Казахстану». Клуб ведет онлайн-уроки через WhatsApp и Telegram, демонстрируя широкий охват и доступность обучения.

Ещё одним ярким примером является клуб Battle Ball, созданный молодыми людьми, использующими современные методики и технологии в обучении языку. Клубы, подобные Battle Ball, становятся, по словам Александры Мыскиной, «неким символом того, как молодые люди, объединившись, могут воплощать грандиозные идеи» и показывают, что изучение казахского языка может быть не только полезным, но и увлекательным процессом.

А все эти общественные инициативы, несмотря на разнообразие форм и методов, разделяют общие принципы, направленные на создание комфортной и эффективной среды для изучения казахского языка. Ключевым фактором успеха является создание разговорной среды, где люди могут отрабатывать свои навыки на созданной разговорной среде.

В клубах, как правило, не делают акцент на грамматике, полагая, что ее можно изучить самостоятельно, а основное внимание уделяется разговорной практике и снятию психологических барьеров. «Главное – это снять барьеры, и вот такие клубы позволяют людям раскрепоститься. Люди не боятся быть подвергнуты критике. Они раскрываются», – подчеркивает общественная активистка.

Эффективной методикой является «терапевтический» подход, когда участникам предлагается рассказать о себе на казахском языке, постепенно наращивая словарный запас и уверенность в своих языковых способностях.

Расскажи о себе на казахском…

Самое сложное, как утверждает Александра Мыскина, первый год, когда приходится преодолевать множество психологических барьеров. «Мы все взрослые люди, каждый из нас уже достиг чего-то в жизни, мы являемся специалистами в своей области. Но когда начинаем говорить на казахском языке в начальной стадии, мы практически превращаемся в трёхлетних детей, потому что не можем выразить свои мысли», – говорит она.


Поэтому в клубах и используется упомянутая выше методика, похожая на терапию: «Расскажи о себе на казахском языке». Постепенно человек наращивает словарный запас, становится красноречивым спикером и начинает обсуждать темы, важные для его жизни.

Главное, что дают эти клубы, – разговорную среду и возможность снять языковые барьеры, раскрепоститься и не бояться критики. В целом наблюдается огромная работа по изучению языка, потому что люди поняли, что это способствует консолидации общества.

Александра Мыскина

Именно в таких клубах, как считает Александра Мыскина, создаётся гражданская нация: «Все мы через изучение государственного языка объединяемся в единую нацию и становимся настоящими казахстанцами».

Если же обобщить сказанное, то развитие общественных инициатив по изучению казахского языка в Казахстане становится очень важным и позитивным трендом. Самые разные гражданские инициативы в этом направлении, поддерживаемые лично президентом, официальными структурами и бизнесом, не только удовлетворяют растущую потребность в изучении государственного языка, но и способствуют укреплению гражданского единства и национальной идентичности, полностью отвечая на призыв Касым-Жомарта Токаева к консолидации общества вокруг идеи изучения казахского языка как фактора национальной интеграции.

Как подчеркивает Александра Мыскина, активный участник широкого языкового движения, «казахский язык должен стать тем фактором, который сплотит нас в гражданскую нацию, вне зависимости от этнического происхождения».

Серик ТЕКЕЖАНОВ

Подписывайтесь на наш Дзен и Telegram канал.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых