На минувшей неделе в Алматы вновь разразился скандал.
И снова в центре общественного внимания оказались дела религиозные. На этот раз желающие совершить намаз перекрыли целую улицу. Похоже, мало-помалу южная столица оттягивает на себя статус «духовного» центра республики и «законодателя» новомодных ныне трендов. Памятуя статус культурного и технологического центра, можно быть уверенным, что любое событие здесь сразу обретает нешуточный резонансный отклик.
Однако резонанс оказался настолько неожиданным, что, прежде всего, всполошил тех, кто возлагал на него самого особые надежды. Не помогли увещевания, что людям попросту не хватило тогда места, бесполезными стали причитания на недостаток мечетей в мегаполисе. Общественность вдруг не на шутку встревожилась новой выходкой чересчур набожно настроенных молодых людей. По сути, прочитав в происходящем некий скрытый месседж, что «в городе появились новые хозяева…». Да и, в общем-то, количество самих культовых сооружений в южной столице только за последний десяток лет увеличилось в разы…
Происходившее намедни наталкивает на мысль. Насколько сами верующие знают законы ислама, ведь намаз «посреди дороги», а иже с ним «на мусорной куче, на скотобойне, на кладбище, в бане, у водопоя верблюдов и на крыше Каабы» (см. Хадисы; Ибн-Маджа, 746) в корне противоречит его канонам? А если всё же знают, то зачем, спрашивается, так настаивать на своем и, главное, выносить «аргументы» на публику? Может, цель иная…
В социальных сетях и либеральных СМИ разворачивается компания о чересчур жесткой реакции на дорожные молитвы и излишне строгом наказании должностных лиц. Интересно, а как бы отреагировали на такое в самих странах того же Аравийского полуострова? Или каноны ислама, за которые так ратуют у нас «защитники» отечественных верующих, всё же для Казахстана …помягче? Или дело не в самих канонах?
В казахстанских поездах можно видеть примечательную картину: молодежь совершает намазы прямо в тамбурах, коридорах, а иногда попросту на спальных полках. По канонам ислама молитву, которую мусульманин вынужден пропустить по разным обстоятельствам (в том числе в дороге), можно отмолить позже, в лучших условиях. Особое требование – чистота места для омовения и осуществления намаза, на что наши уборные попросту не тянут. Ну и наконец, во время движения поезд разворачивает по нескольку раз, теряя направление в сторону Каабы. Какова, спрашивается, необходимость совершения такой молитвы? А может, и здесь она в другом. Во внимающей всему этому действию аудитории…
Арман КУДАБАЙ