Примерное время чтения: 8 минут
89

Дорогие гости

Не проходит и года, а то и полугода, чтобы наши чиновники, ответственные за развитие туризма, не предлагали очередную масштабную концепцию развития этой отрасли. Этот год также не стал исключением [газетная статья].

ЕСТЬ ВСЁ, ВЫ ТОЛЬКО ПРИЕЗЖАЙТЕ!

И вот совсем недавно нас порадовали новым сообщением (приводим дословно): «Проекты концепций развития физической культуры и спорта, а также туристической отрасли на 2023-2029 годы рассмотрели на совещании правительства под председательством премьер-министра РК Алихана Смаилова». Замечательно. Ещё одна, так сказать, пошла.

И далее по тексту: «Планируется реализовать меры по модернизации инфраструктуры в 10 основных турдестинациях республики, повышению качества сервиса, продвижению туристического потенциала страны на международной арене.

Так, предполагается провести строительство и реконструкцию автодорог к курортным зонам Балхаш, Капшагай, Алаколь и Баянаул, на 100% покрыть зоны отдыха мобильной связью, провести необходимые инженерные сети в Щучинско-Боровской курортной зоне, построить дополнительные водно-спасательные станции на водоемах и др.

Кроме того, будет проведена работа по открытию новых авианаправлений, цифровизации туристических услуг, повышению стандартов в гостиничном бизнесе и других секторах отрасли.

В результате реализации всех мер до 2030 года планируется увеличить количество внутренних туристов до 11 млн человек, иностранных туристов – до 4 млн человек, занятость в отрасли – до 800 тыс. человек, а также вывести Казахстан в топ-50 стран мира по развитию туризма согласно рейтингу ВЭФ».

Мы не будем приводить того, что планировалось ранее, что обещали сделать, но ничего не сделали, каких высот должен был достичь Казахстан в перечне туристических стран, перечислять не хватит места. Скажем лишь, что с каждым годом обещания разработчиков разных программ и концепций развития туристической отрасли растут непомерными темпами. К примеру, ещё три года тому назад планировали увеличить число иностранных туристов до 2 млн человек, а вот сегодня – уже в два раза больше. Есть смысл комментировать?

А ведь всё это время под эти два миллиона туристов выделялись бюджетные средства, которые куда-то шли… Может, для начала разобраться бы: куда? Но это компетенция соответствующих органов, которые почему-то разбираться в этом вопросе не желают (также, впрочем, как и во многих других подобных вопросах). Мы же попытаемся вновь разобраться, может ли Казахстан даже теоретически стать страной, где туризм будет приносить хоть какую-то заметную прибыль в бюджет. Или это всё лишь сказки о том, что, мол, туристический потенциал наш огромен, только реализовать его мы почему-то не можем вот уже четвёртый десяток лет подряд.

ЭКСТРИМ? ТАК У НАС ЕГО В ИЗБЫТКЕ

Ведь у сторонников «туристического Казахстана» немало аргументов. К тому же, несмотря на крах всех предыдущих программ и концепций, реальные шаги на пути достижения хоть каких-то результатов правительство всё же предпринимало. К примеру, безвизовый въезд для граждан 55 стран, 72-часовое транзитное посещение китайскими туристами Казахстана, ADS-соглашения по выдаче групповых виз китайским и иранским туристам. Эти шаги и заложенные в них механизмы позволяли надеяться, говорили сторонники, что осязаемая доля туризма в ВВП страны вполне для нас реальна.

Кроме того, утверждают оптимисты, существует неверный стереотип о том, что туризм – это обязательно пляжный отдых, а в Казахстане его быть не может за отсутствием моря как такового и, соответственно, пляжей. Но ведь есть и иные виды туризма: так называемый этноэкологический, когда туристы из дальних стран хотят побыть в совершенно непривычных условиях далекой страны, в которой остались чистые уголки природы и сохранились быт, культура местных жителей.

Есть еще экстремальные туристические развлечения, автотуризм, когда люди путешествуют на трейлерах. Это тоже, по утверждению тех же оптимистов, очень перспективный вид путешествия в Казахстане: просторы у нас огромны, мест, где люди вполне смогут подвергнуть себя экстремальным испытаниям, хоть отбавляй. Не каждая страна сможет похвастать таким разнообразием самых неожиданных ландшафтов и безлюдных просторов.

То есть в Казахстане для развития туризма имеется все что нужно, кроме разве что обилия исторических памятников, но и без этого заманить сюда издалека богатеньких или просто состоятельных путешественников вполне себе возможно.

Но есть, однако, и препятствия, и они якобы кроются в непонимании тех же чиновников важности этой отрасли для народного хозяйства. И это несмотря на то, что руководство страны постоянно ставит перед этими исполнителями планов и программ задачи повысить доходность туристической сферы, помочь частным туристическим организациям привлекать клиентов.

Все руководители туристических фирм отмечают, что в Казахстане по-прежнему не разработано законодательство в сфере туризма. К примеру, казахстанским операторам не разрешено работать с физическими лицами, тогда как это явное препятствие для развития этого бизнеса. Есть понятие оптовой и розничной торговли, тогда как у предпринимателя должно быть право выбора: работать с физическими или юридическими лицами.

Таких недоработок в законодательстве очень много. Поэтому бизнесмены, работающие в этом секторе, ожидают изменения законодательной базы, чтобы им было ясно и понятно, как выстраивать свой бизнес, и чтобы государство показало хотя бы на среднесрочную перспективу свою стратегию и тактику.

Однако и в этом случае, с чем согласны даже оптимисты, Казахстан не сможет стать страной массового туризма, а под силу нам развивать лишь некоторые сегменты в данной сфере.

ПОЧЕМУ ЖЕ ОНИ НЕ ЕДУТ (И НЕ ПРИЕДУТ)?

Это если суммировать мнения оптимистов. Им оппонируют, назовем их так, пессимисты. И среди их контраргументов – наше отношение к туристам как к таковым. То есть наша культура гостеприимства. Казалось бы, уж тут-то у казахстанцев с их древними традициями приема гостей и путников должно быть все в полном порядке. Но, оказывается, гость или путник – это одно, а «экономическая единица» в виде заморского путешественника – совсем другое.

По мнению, например, Виктора Ямбаева, президента Алматинской ассоциации предпринимателей, у нас на таких посетителей страны смотрят как на своеобразную добычу, и свидетельство этому – многочисленные скандалы во время, например, проведения выставки Экспо в столице страны. Иностранцев обирали, по его словам, уже в аэропорту, когда они садились в такси и вынуждены были платить втридорога, на подходе к территории выставки они выкладывали немалые суммы за совершенно левые сувениры и какие-то навязанные, выдуманные услуги.

Поэтому, по его мнению, нужно повышать туристическую культуру нашего населения, проводить с ним соответствующую работу. Кроме того, есть и проблема безопасности туристов в Казахстане. Конечно, в этом отношении наша страна не выглядит столь неприглядно, как, например, некоторые южноамериканские или африканские страны, где туристы и вовсе подвергаются куда чаще и куда более опасным испытаниям, но ведь мы ставим перед собой цели привлекать как можно больше приезжих из богатых стран, а там к вопросам безопасности относятся скрупулезно.

И потом, Казахстан еще формирует свою туристическую привлекательность, свой международный авторитет в этом бизнесе, и поэтому с самого начала следует обращать внимание на вышеперечисленные, краеугольные его проблемы.

Кроме того, в стране довольно мало памятников материальной культуры, к ним должно быть предельно бережное отношение, которого не было и нет. Постоянно поступают сообщения о том, что где-то сносят исторические здания ради возведения автомобильной развязки или торгово-развлекательного комплекса. И в целом государство выделяет явно недостаточно средств для поддержания многих и многих исторических объектов в должном, привлекательном состоянии.

Существует также понятие, как плотность туристических объектов. Казахстан здесь находится в одной из самых невыгодных позиций среди стран мира. Между нашими привлекательными туристическими объектами слишком большие расстояния, что неудобно для туристов.

Ну и, конечно, все та же наша пресловутая коррупция как среди сотрудников правоохранительных органов, так и среди служителей таможни, о проявлениях ее говорится постоянно, причем сообщают об этом те же иностранные туристы.

Кроме того, имидж Казахстана как страны, чуть ли не образцовой для туризма, – это только наш взгляд, тогда как за пределами страны он, мягко говоря, не такой. В мире множество стран, в которых природа куда более привлекательнее по своей экзотичности и уникальности. А о странах, в которых множество исторических памятников, и говорить не приходится. Мы им явно не конкуренты.

И наконец, для государства и крупного бизнеса реальный массовый туризм – не та сфера, где можно заработать. Это возможность заработать для населения и малого и среднего бизнеса, а значит, на реальный туризм государство, мягко говоря, больших бюджетов выделять не станет. Но попытки здесь регулярно предпринимаются.

Например, вместо того чтобы развивать внутренний туризм, туризм из Китая и России, из соседних стран Центральной Азии, из Индии, Ирана и Пакистана у нас придумывают большие проекты, рассчитанные на привлечение туристов из Европы и США. Из расчета, что в этих проектах можно освоить больше бюджетных средств.

Но туристов оттуда как не было, так и нет, а бюджетные средства на их привлечение регулярно, тем не менее, осваиваются…

Так что давайте обобщим, причём честно: туристической отрасли у нас по-прежнему нет. И близких перспектив ее возникновения ещё не видно даже на горизонте. И будет ли она создана, цивилизованная, продуманная туристическая отрасль нашей экономики, это вопрос, обращенный по-прежнему в туманное будущее. А вот вопрос создания новых программ и планов по её развитию – так это ж не вопрос…

Сергей КОЗЛОВ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых