Примерное время чтения: 6 минут
270

Сердце Шёлкового пути начало биться

Важным событием для оживления туризма и приграничной торговли стало возобновление деятельности центра «Хоргос». 24 апреля Международный центр приграничного сотрудничества (МЦПС) вновь открыл свои двери [газетная статья].

До сих пор идут споры, что можно называть сердцем Шёлкового пути, ведь он никогда не был линейным маршрутом из Сианя в Константинополь. Это целая сеть дорог, соединяющих Восток и Запад Евразии. Безусловно, у каждой из стран Центральной Азии есть право претендовать на это звание, в том числе и у Казахстана, через который проходило более двух тысяч километров маршрутов дороги между цивилизациями. При этом Тараз в Средние века называли торговой столицей Шёлкового пути. Но в наше время сердцем Шелкового пути вполне можно назвать Хоргос.

Фото: из газетных материалов

Этот приграничный район, через который проходят железная дорога и автомобильная трасса, включает таможенный переход, логистический хаб, «сухой» порт, индустриальную зону, а также центр приграничного сотрудничества «Хоргос». Благодаря туристскому инфоцентру Visit Zhetysu нам удалось увидеть, как оживает сердце Шелкового пути. Появились первые посетители. Кроме больших торговых центров в МЦПС расположены гостиницы, конференц-залы. Развивается культурный сектор. Работают музей, колесо обозрения, появился сферический театр 4D, где уже можно посмотреть захватывающие дух 15-минутные фильмы, строится стадион. Уже сейчас туристы могут не только сделать покупки, но и совершить экскурсию по этим культурным объектам.

Об изменениях в работе центра мы узнали у Биржана Жылкайдарова, и. о. председателя правления МЦПС «Хоргос».

Фото: из газетных материалов

– Биржан Сакенулы, почему центр «Хоргос» не возобновил свою работу в прошлом году?

– Это связано с тем, что в 2022 году в Китае еще действовали строгие ковидные ограничения. Они были сняты только в этом году.

– Изменились ли кратность посещения и количество вывозимых товаров с центра «Хоргос»?

– Один человек имеет право без уплаты таможенных пошлин и налогов вывозить для личного пользования 1 раз в месяц не более 31 кг товаров или общей стоимостью не более 1000 евро. При этом ручная кладь не должна превышать 5кг и должна соответствовать каркасу 30х40х20 см. Вес сдаваемых товаров в пункт приема багажа не должен превышать 26 кг. В случае превышения установленных норм уплата таможенных пошлин и налогов по единой ставке составляет 30% от стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса. В случае превышения кратности перемещения товаров для личного пользования производится их таможенная очистка путем подачи таможенной декларации.

Фото: из газетных материалов

– Происходило ли строительство на казахстанской части центра во время пандемии?

– К сожалению, никакого строительства на казахстанской части не велось. Те проекты, которые были запущены с нашей стороны до пандемии, вынуждены остановиться в связи с тем, что доступ рабочих и ввоз строительных материалов на территорию центра был полностью ограничен. Но за эти три года была осуществлена полноценная модернизация системы безопасности, размещено дополнительно более 260 камер наблюдения. Также установлено освещение по всей территории центра и парковым зонам. Была интенсивно переделана внутренняя часть казахстанского терминала. Если раньше там были железные ограждения, напоминающие режимный объект, то сейчас все ограждения являются стеклянными. Это соответствует международным стандартам и способствует тому, чтобы туристы чувствовали себя более комфортно.

Фото: из газетных материалов

– До пандемии шли разговоры о том, чтобы перевести работу центра на круглосуточную работу. Планируется ли это сделать сейчас?

– Режим работы прописан в межправительственном соглашении. В настоящее время МЦПС работает с 7:00 до 19:00. Для осуществления любых изменений нам необходимо вносить поправки и в межправительственное соглашение. Сейчас есть планы перейти на круглосуточный режим. Мы неоднократно обсуждали это с китайской стороной, и в ближайшие месяцы, если межправительственное соглашение будет изменено, это станет возможным.

СПРАВКА

Вопрос возобновления поезда Алматы – Алтынколь пока не решен. Перспективы его появления эксперты считают невысокими. Наличие скоростной трассы из Алматы делает более простым и предпочтительным путь на автомобиле. Доехать до МЦПС «Хоргос» можно как на своей машине, так и на автобусах, которые организуют турфирмы. Нужно учесть, что эта дорога, являющаяся частью трассы Западная Европа – Западный Китай, платная.

Хотя есть и идущий параллельно Кульджинский тракт, проезд по которому является бесплатным. Но он идет через многочисленные населенные пункты и проехать на скорости по нему не получится. Нужно также учесть, что дорога из Талдыкоргана на участке в районе перевала Алтын-Эмель из-за разбитого состояния может отпугнуть даже бывалых автотуристов.

Олег БЕЛОВ

Фото автора

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых