АО «БАХУС» остаётся лидером казахстанского рынка
ИНТЕРВЬЮ С ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ АО «БАХУС» ОЛЬГОЙ ВОЛОНИХИНОЙ. [газетная статья]
– Ольга Сергеевная, сегодня в нашей стране происходят изменения буквально во всех сферах жизнедеятельности. Отражаются ли они на вашем производстве?
– Эти изменения были ожидаемы и крайне необходимы. Курс на создание правового государства, защиту производителей, развитие собственных производств, стимулирование экспорта, интеграционные мероприятия по встраиванию страны в мировую экономику – именно те меры, которые открывают грандиозные перспективы для любых производителей в Казахстане, а значит, и для нашего предприятия. Поступательная реализация концепции «слышащего государства» облегчает взаимодействие власти и бизнеса, позволяет оперативно решать множество вопросов. Это крайне важно для нас, ведь «Бахус» – особое производство. Это не добыча полезных ископаемых и не выплавка металлов.
– И в чем конкретно заключаются его особенности?
– То, чем занимается наше предприятие, – это искусство виноделия. Именно искусство. Прибыль для нас – лишь инструмент, способ развития и совершенствования мастерства в сфере производства напитков. И наше предприятие десятилетиями совершенствовало технологии, создавало поистине уникальные рецептуры, предлагая потребителям вина и коньяки с неповторимым букетом и ароматом. Для этого предприятие проделало длинный путь.
В 1948 году будущий «Бахус» был первым в Средней Азии заводом шампанских вин. Спустя девять лет, накопив достаточный опыт, развив сырьевую и производственную базы, обучив специалистов, предприятие начало выпускать вина, а в 1974 году смогло запустить наиболее сложный процесс в виноделии – производство коньяков. При этом не сокращалось производство шампанских и обычных вин. К сегодняшнему дню предприятие смогло сформировать обширную линейку продукции высочайшего качества.
– А кто даёт оценку качеству вашей продукции?
– Главных оценок две. Это оценка потребителей и оценка знатоков-профессионалов. Есть еще одна оценка – конкурентов, но это особая тема. Оценка потребителей – это готовность людей покупать именно нашу продукцию. Для надежности такой оценки наши продукты должны быть по-настоящему вкусными, ароматными, иметь уникальные и явные отличия от продукции других виноделов и, конечно же, быть доступными.
Оценка профессионалов – награды на международных выставках. Здесь оценивают именно уровень мастерства виноделов. Изображения медалей, расположенных на этикетках наших вин и коньяков, – не бахвальство, а подтверждение признанного в мире уровня мастерства наших виноделов. Конечно, разместить на этикетке изображения всех наград сложновато: это два Гран-при, 70 золотых, 48 серебряных, 15 бронзовых и 19 специальных медалей.
Возвращаясь к вашему первому вопросу, хочу отметить: каждая полученная награда – это еще и международное признание того, что именно в нашей стране, в Казахстане, выращены прекрасные виноградники, создано уникальное производство мирового уровня, живо и много лет развивается нашими мастерами искусство виноделия. Почеркну, именно у нас, именно в Казахстане. Вот почему в наименованиях наших марок мы используем преимущественно казахские названия, слово «Казахстан», казахский национальный орнамент. Покупатели должны ассоциировать прекрасную продукцию именно с Казахстаном.
– А как обстоят дела с оценкой вашей продукции потребителями?
– Ну, начнем с международного признания. Казахстанцы, выезжающие в другие страны, знают: коньяки марок «Батыр», «Женис», «Казахстанский» – одни из лучших представительских подарков. Такой подарок с удовольствием примут и простые граждане, и деловые партнеры, и дипломаты. Предложения крупнейших зарубежных торговых предприятий о приобретении и поставках нашей продукции – еще одна оценка потребителя. Наша продукция экспортируется в страны Европейского союза, Россию, Монголию, Республику Корея, Таджикистан, и этот список постоянно расширяется.
Что касается продаж внутри страны. Наша продукция занимает до 50% рынка шампанского, 58% рынка коньяков и бренди, 14% рынка вина. Это прекрасные показатели, учитывая жесткую конкуренцию на этих рынках, и особенно давление на рынок со стороны производителей дешевых суррогатов.
– Кстати, о конкуренции. Вы упомянули еще одну оценку – конкурентов, и что это особая тема.
– Действительно, тема интересная. Казахстанцы знают, что как только наш коньяк с маркой «Казахстан» получил заслуженное признание наших сограждан, на полках магазинов тут же появились десятки марок крепких напитков, практически неотличимых по внешнему виду с названием «Коньяк «Казахстан». Как правило, к коньяку эти напитки никакого отношения не имели: в бутылках был раствор подкрашенного спирта.
Компании, распространявшие этот продукт, работали под «крышей» чиновников, и бороться с ними было крайне тяжело. Но появление суррогата и фальсификата, маскирующегося под наш качественный продукт, это и есть оценка конкурентов. Если твою продукцию пытаются скопировать – значит, твоя марка популярна и востребована. «Бахус» как лидер отрасли придерживается прямо противоположной стратегии: мы принципиально выпускаем продукцию, уникальную и по внешнему виду, и по качеству. И именно для отличия нашей продукции специально разработан и зарегистрирован товарный знак, не похожий ни на один из существующих.
Казахстанцам он хорошо известен. Это изображение лица Бахуса – древнеримского божества виноградарства и виноделия. А также вдохновения и производительных сил природы тоже. Изображение лица обрамлено виноградными гроздьями – тем, что является единственным источником нашей продукции. Регистрация этого знака в качестве общеизвестного – признание нашей продукции национальным достоянием страны.
– А почему вы считаете, что товарный знак «Бахус» хорошо известен казахстанцам?
– Мы заказали специальное исследование рынка для того, чтобы понять это. Опрос был проведен в восьми крупнейших городах нашей страны, и он подтвердил, что наша марка прекрасно известна и уважаема. Результат – в государственном реестре товарных знаков Республики Казахстан товарный знак «Бахус» зарегистрирован как общеизвестный.
Надеемся, что эта регистрация поможет с помощью правоохранительных и налоговых органов очистить рынок от недобросовестных конкурентов и избавить казахстанцев от суррогата и фальсификата, обеспечив их действительно натуральным, высококачественным, вкусным и доступным продуктом.
– «Бахус», наверное, должен быть огромным предприятием для того, чтобы обеспечивать продукцией не только рынок Казахстана, но и покрывать растущие экспортные поставки?
– Я бы этого не сказала. Хотя наше предприятие является крупнейшим налогоплательщиком Алмалинского района Алматы, на самом предприятии работает чуть более трехсот человек, и в региональных торговых командах примерно столько же. Но стабильность коллектива, высокий профессиональный уровень специалистов, как и высокую производительность труда, необходимо обеспечивать постоянно и очень тщательно. Потрясения, вызванные двухлетней пандемией, общий спад производства и покупательной способности людей потребовали специальных мер поддержки.
Так, за 2021-2022 годы заработная плата на предприятии выросла на 17,4%, в основном для рабочих специальностей. Действует отлаженная и справедливая система премирования. Предприятие, где работают мастера такого уровня, не может существовать без полноценного профессионального союза и специальных социальных мероприятий. На предприятии имеется детский сад, бесплатная столовая, медицинский центр «АлатауМед», тренажерный зал, дом отдыха. Все это необходимые инструменты для обеспечения стабильности, устойчивого роста производства высококачественной продукции.
Но, конечно, планы предприятия по полному обеспечению наших граждан натуральной продукцией требуют значительного расширения фундамента нашего производства – виноградного сырья. Виноградники Чарына обеспечивают наше предприятие качественным сырьем, но без значительного расширения этой базы нам не обойтись. И в планах предприятия такое расширение – первоочередная задача. Ведь в конечном итоге это новые рабочие места, достаток в семьях.
– Есть ли что-то, что может помешать вашим планам?
– Да. Это недобросовестная конкуренция, о которой я уже упоминала. В период ковидных ограничений со стороны структур, поставляющих суррогаты на рынок, началась просто оголтелая кампания по вытеснению нашей продукции с полок магазинов и ее замена своими суррогатами. После январских событий эти структуры затаились – власть сумела избавиться от ряда покровителей этих структур. Но сами структуры не ликвидированы, и не все их влиятельные покровители лишились мест. И мы надеемся, что практическая реализация нового курса, провозглашенного президентом Казахстана Касым-Жомартом Токаевым, позволит до конца избавиться от этих полукриминальных структур, расчистить рынок от суррогата и фальсификата и защитить не только потребителей, но и поставщиков высококачественной натуральной продукции, достойных виноделов Казахстана.
Михаил ЧИРКОВ