72

Деньги из воздуха

Автовладельцам Алматы преподнесли очередной «дорогой подарок»

Компания «Алматы Спецтехпаркинг Сервис», более известная, как A-Parking, объявила о дифференциации цен за парковку в центре города. Это решение ожидаемо вызвало возмущение со стороны горожан. Люди единодушно выражают мнение, что коммерческая фирма, занимающаяся сбором денег с населения, решила зарабатывать еще больше. Что называется, на ровном месте. [газетная статья]

А КТО ВАС СЮДА ЗВАЛ?

За последние двадцать лет количество автомобилей в Алматы увеличилось раз в десять. Город оказался перегруженным, транспортная система не выдерживает. На улицах почти перманентно создаются заторы. С этим надо что-то делать, сказали одни. На этом можно зарабатывать деньги, с готовностью ответили другие.

Так появились платные парковки – один из мощнейших раздражителей жителей крупнейшего города страны. Причем как для водителей, так и для пешеходов. Первых – из-за лишних финансовых трат. Вторых – потому что практически все дворы в центре города оккупировали автомобили, водители которых таким образом пытаются избежать платы. Во многих жилых комплексах из-за наплыва транспортных средств пришлось устанавливать шлагбаумы.

А начались эти коммунальные неудобства ровно с того момента, когда в городе появилось предприятие А-Parking, подмявшее под себя все парковочные места преимущественно в центральной части города. Знающие люди говорят, что доля государства в нем весьма незначительна. А посему идея великолепная. Ребята «зарабатывают» серьезные деньги, что называется, лежа на диване. Ничего не производя и ни за что не отвечая. Уж за угон машины с парковочного места или ее порчу точно ответственности не несут.

По словам сотрудников, зарплаты у топ-менеджеров там шикарные. Плюс бонусы. Денежные поступления стабильные и бесконечные. Работы – непочатый край. Чем они занимаются? Конкретно – ничем. Просто собирают деньги. А неконкретно – проявляют заботу о мегаполисе. Ну, это как взять в аренду метр государственной границы или магистрального нефтепровода…

Уподобившись солидным компаниям, А-Parking ведет свои странички в социальных сетях, где делится «достижениями». Иногда какие-нибудь наивные пользователи сети задают им глупые вопросы о том, куда и на что тратятся собираемые с народа деньги. Но сколь-нибудь вразумительных ответов, как правило, не получают. Лишь сетования на то, насколько нелегок их благородный труд и что вырученных денег им не всегда хватает даже на зарплату. Не говоря о содержании офиса, автомобилей и прочего оборудования, с помощью которого собираются деньги с вынужденного платить за воздух населения.

В ОДНИ ВОРОТА

Новость о сюрпризе, который готовит А-Parking для алматинцев, появилась недавно в ходе заседания общественного совета города. «Нам как оператору хотелось бы обеспечить всех желающих парковочными местами. Однако реальность не так радужна. Ежедневно на 10 тысяч парковочных мест в центре города претендуют до 80 тысяч автомобилей. Приходится применять различные инструменты для более эффективного графика», – заявляют представители компании.

В общем, с 1 сентября предприятие сокращает продажу абонементов (для тех, кто покупает паковочное место возле работы) и резидентских разрешений (для жильцов) на 10 и 20 процентов соответственно.

То есть не о себе они пекутся, как можно понять из цитаты, а о нас, горожанах. Одним словом, о народе думают. Как жизнь ему облегчить. Дескать, несправедливо это, когда кто-то оставляет автомобиль на час, а кто-то на весь день, а цену за 60 минут парковки и тот и другой платят одинаково. И справедливости тут без дифференцированного подхода не добьешься. Так что если кто-то оставляет свою машину на весь день, то по истечении часа пусть, будь добр, платит по увеличенному тарифу. А то, мол, из-за таких автовладельцев тот, кто приехал на короткое время, не может найти парковочного места.

Красиво говорят. Поэтично даже, но не слишком убедительно. Скажем больше: даже минимальных признаков серьезных аргументов не просматривается. И если вдуматься, то, как говорил известный гайдаевский киногерой товарищ Саахов, «все это хорошо, но только с одной стороны». Потому что с другой такая забота уж больно смахивает на банальное повышение цен. А проникновенные речи о неистребимом желании обеспечить парковочными местами всех без исключения – на словесную мишуру, призванную прикрыть вполне меркантильные цели.

Парковка Алматы
Фото: из газетных материалов

Люди-то ведь тоже не дураки. Сразу смекнули, чем тут дело пахнет. И заявили, что если уж вы взялись дифференцировать тарифы, делайте это не только в сторону повышения, но и в сторону понижения. А то ведь как получается: тот, кто стоит больше часа, начиная с первой минуты следующего часа, платит по увеличенному тарифу. А тот, кто стоит 15, 20 или 30 минут, платит за полные 60 минут парковки. При этом чем меньше свободных мест, тем дороже они будут стоить. Где ж тут дифференциация? Это, если говорить культурно, действия, направленные на увеличение денежных поступлений за ваш счет. А если некультурно, то обычный грабеж среди бела дня, поскольку ночью, к счастью, пока еще можно стоять бесплатно.

К слову, такое «рацпредложение» парковщики пытались пролоббировать еще в прошлом году. Однако не срослось. А вот нынче эта идея таки получила путевку в жизнь.

Сами собиратели легких денег, не стесняясь, заявляют, что количество машин, занимающих места у обочин городских улиц в течение дня, в этом году упало до двух-трех по сравнению с 2016 и 2017 годами, когда этот показатель составлял семь автомобилей, ситуация для них катастрофична.

То есть им нужна постоянная автомобильная текучка. И если человек приехал на работу, припарковав свой автомобиль утром, и уехал вечером, это, с их точки зрения, неправильно. Потому как они на этом теряют деньги.

В общем, с началом сентября алматинских автомобилистов можно будет поздравить с этим малоприятным нововведением. Правда, авторы идеи, пытаясь сбить волну негодования, заявили, что это пока пилотный проект. Однако все прекрасно понимают, что все то пилотное, что касается сбора денег с населения, обречено на успех, от которого уже не отвертеться ни при каких обстоятельствах. Вспомните, как все начиналось несколько лет назад. Пилотные платные парковки были только у «Зеленого базара». И очень скоро разрослись вместе с аппетитом «стояночников» до внушительных размеров, покрыв собой всю центральную часть города и даже захватив несколько рынков, расположенных далеко от центра.

УРАВНЕНИЕ С ТРЕМЯ НЕИЗВЕСТНЫМИ

Активисты, участвовавшие в обсуждении этого якобы полезного для города нововведения на общественном совете, да и пользователи социальных сетей, где это обсуждалось еще более бурно, задались вопросом: насколько вообще это законно? Имели ли право инициаторы этой «прогрессивной» меры изначально объявлять зонами платной парковки городские территории общего пользования, на содержание которых и без того идут деньги налогоплательщиков?

Другое дело, если бы этот самый A-Parking строил специализированные многоуровневые сооружения для стоянки автомобилей и за это брал деньги. И подумал ли кто-нибудь о тех, кто живет в домах, у которых с подачи этих, с позволения сказать, предпринимателей нет бесплатных парковочных мест? Которые помимо транспортного налога теперь должны платить еще и им. И вообще как будет отслеживаться загруженность парковочных мест? Из чего будут исходить собиратели денег при предъявлении счета?

Предположим, в данный момент на одном участке существует одно парковочное место. Соответственно, стоить оно будет дороже. А через час половина машин оттуда разъехалась. Мест стало больше, стоить они стали меньше. Сколько должен будет платить водитель, чья машина продолжит стоять?

Или же наоборот. Человек приехал и оставил свой автомобиль на абсолютно свободной улице. А через час на ней не осталось ни одного свободного места. Сколько платить в таком случае? Кто и каким образом все это будет отслеживать и регулировать?

Еще одна ситуация. Водитель приехал и оставил автомобиль на полупустой парковке, которая пребывала в таком состоянии весь день. А его заставили платить по «загруженному» тарифу. Как он сможет доказать, что парковка была полупустой?

Все эти вопросы, скорее всего, останутся без ответов, поскольку регулирующих такие нюансы механизмов просто нет. А платить придется по максимуму всем. Так как в дневное время свободных парковочных мест в центральной части города практически не бывает.

И последнее. Уникальная способность наших ответственных лиц усложнять жизнь и в без того в сложные времена не перестает удивлять. Еще не закончилась пандемия, в результате которой многократно выросли цены на лекарства, подорожали продукты питания и товары народного потребления, пользующиеся повышенным спросом в такие периоды. И тут еще один «подарок». Очень своевременный.

Это очередное испытание на прочность народное терпение, безусловно, выдержит. Скорее всего, выдержит и следующее. И возможно, не одно. Но насколько еще его может хватить? Ведь когда-нибудь оно надорвется.

Айдар ЕРМЕКОВ

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество