35

Что способствовало кризису психологической науки в СССР

ПРОШЕДШИЕ 30 ЛЕТ ПОМЕНЯЛИ НЕ ТОЛЬКО ПСИХОЛОГИЮ ЛЮДЕЙ, НО И РАЗВИТИЕ САМОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ. [газетная статья]

В СССР мы учились в основном по программам, отражающим деятельностный (московский) и субъектно-личностный (ленинградский) подходы. Ограничения были связаны не только рамками школ, но и методологией марксизма-ленинизма, являющейся основой для любого исследования. Поскольку СССР считался закрытой страной, зарубежная психология также была закрытой для нас.

Когда я согласно требованиям кандидатского минимума по языку перевела с немецкого работу австрийского ученого Альфреда Адлера, то пришла в восторг от его учения. Но мой руководитель сказал: «Не восхищаться, а критиковать нужно. Это же буржуазные исследователи!». Тайно мы покупали работы Зигмунда Фрейда. Вечерами анализировали так называемую запретную литературу и поражались причинам ограничений. Естественно, закрытость системы в целом не могла не отражаться и на психологической науке в СССР. Все эти моменты в дальнейшем простимулировали кризисную ситуацию, при которой происходил достаточно значимый разрыв науки и жизни, теории и практики. В те годы наша психология больше смахивала на абстракцию из-за низкого уровня прикладного характера.

Благодаря независимости в Казахстане начали формироваться различные направления мировой психологии. В страну стали приглашать профессоров из разных стран. Это позволило выявить совокупность научных проблем, необходимость осваивать разные направления, вне зависимости от их методологий, адаптацию наработанные ими методики. Мы стремились стать равными партнерами.

Начиная с 2012 года центр психологии при КазНУ имени аль-Фараби работал сначала со студентами, проводились диагностические процедуры и тренинги в общежитиях. С 2017 года в центре началось обучение с преподавателями вузов Казахстана и психологами из разных регионов. В 2020 году центр психологических технологий и инноваций вышел на международный уровень. В его работу вовлечены лучшие прикладные психологи из США, России, Болгарии, Кыргызстана. Перед миром стоят новые вызовы, связанные с цифровой эпохой.

Я надеюсь, что теперь наша психологическая наука не повторит ошибок советского периода и встретит будущие угрозы, опира- ясь на мировой опыт и собственные исследования.

Фатима Ташимова, профессор психологии КазНУ им. аль-Фараби

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых