Одним из главных средств распространения недостоверной информации сегодня являются социальные сети и мессенджеры. Создатели фейковых новостей делают ставку на тотальную безграмотность пользователей и добиваются желаемых результатов. Медиасплетни и откровенная ложь, создаваемая с вполне определенными целями, распространяются со соцсетям и мессенджерам со скоростью вируса [газетная статья].
На самом деле соцсети поощряют людей делиться громкими и популярными, но не всегда правдивыми новостями. Люди, одержимые получением лайков на своих страницах, активно распространяют недостоверную и порой примитивно ложную информацию. Главное, чтобы она бросалась в глаза и вызывала соответствующую реакцию.
К такому типу информации относятся, например, фейки про вертолеты, которые якобы распыляли заразу над населенными пунктами в период эпидемии коронавируса. Вспомните, как люди на это реагировали.
Журнале Proceedings of the National Academy of Sciences опубликовал результаты исследования, согласно которым фейковые новости – одна из бед современного мира.
«Непроверенная и неправдивая информация стремительно распространяется по соцсетям, в результате чего множество людей начинают в нее верить. В эпоху пандемии, например, многочисленные фейки о коронавирусе и прививках приводили и к человеческим смертям. Поэтому борьба с фейками сегодня стала важной задачей. Но прежде чем с ними бороться, надо понимать, как они появляются и распространяются, что заставляет людей верить и рассказывать ложную информацию окружающим», – пишет издание.
Согласно публикации, главная теория гласит, что во всем виноваты сами пользователи соцсетей. Недостаток критического мышления или твердые политические убеждения мешают им отличать правду от лжи. В результате пользователи верят в фейковые новости и распространяют их.
Однако это не всё. Как заявила руководитель исследования Гизем Джейлан из Йельского университета США, некоторые люди не воспринимают информацию критически, а другие формируют мнения, основанные на политических предубеждениях, что также влияет на их способность распознавать ложные истории в интернете.
«Однако мы показываем, что «структура вознаграждения» платформ социальных сетей играет большую роль, когда речь идет о распространении дезинформации», – сказала Гизем Джейлан.
Свое мнение на этот счет есть и у казахстанских экспертов. По мнению общественного деятеля Дениса Кривошеева, в этом вопросе существуют два базовых триггера: тотальная безграмотность среди популярных людей и невероятный отклик, который дают социальные сети по любому альтернативному мнению, какое бы бредовое оно ни было. Потому что, по его словам, оно всегда дает простые ответы на сложные вопросы.
«Гораздо проще обвинить вертолеты в распылении Covid-19, нежели ограничить посещение тоев или стоять в очереди за абсолютно бессмысленными лекарствами. Это настоящее вредительство, причем со стороны всех, кто участвует в этом танце мракобесия. Лично у меня это убивает всю любовь к стране, в которой живешь. Самое ужасное, что граждане пересылают друг другу послания людей, которые несут откровенный и бесконечный бред, но это находит поддержку у общества. Еще хуже ведут себя некоторые журналисты, которые пытаются сделать из этого сенсацию», – цитируют Кривошеева СМИ.
Ермек МАТАЕВ