Примерное время чтения: 4 минуты
200

Ценовой заслон

В ТАРАЗЕ РАСШИРЯЕТСЯ СЕТЬ СОЦИАЛЬНЫХ МАГАЗИНОВ, НО ТУДА ВСЁ ЧАЩЕ СТАЛИ ПРИЕЗЖАТЬ И «БЕДНЯКИ» НА ДЖИПАХ. [газетная статья]

Пандемия заставляет казахстанцев участвовать в ценовых гонках. Стоимость многих продуктов выросла по всей республике. Например, мясо в среднем подорожало на 13%. Подскочили цены на растительное масло, морковь, лук, картофель, яйца, лекарства и проезд в транспорте. Люди стали всё больше экономить.

В Таразе в этом году проезд в автобусах подорожал сразу на 20 тенге – до 85 тенге при оплате картой. Это произошло из-за того, что подскочили в цене бензин и запасные части, – говорят перевозчики.

В принципе, именно из-за топлива и растут цены на многие продукты, заявляют экономисты. Ведь любой товар нужно доставлять из точки «А» в точку «Б», и расходы на бензин или солярку в любом случае закладываются в стоимость.

Цены на самые важные продукты можно сдерживать административно, считают в акимате Жамбылской области. Во всяком случае для людей, кто особенно нуждается в помощи: многодетных семей, инвалидов, пенсионеров и др.

В городе для них расширяют сеть социальных магазинов. Недавно открыли новый павильон в микрорайоне Арай-2. Всего в городе функционирует 17 таких магазинов, и один готовится к открытию в Жуалынском районе.

Цены на самые востребованные продукты там заметно ниже – минимум на 20%. Таких наименований товаров 19: хлеб, макароны, картофель, молоко, масло и другие продукты. Например, если яйца стоят в среднем в супермаркетах и на рынках около 500 тенге, то в социальном магазине – 300. При этом больших очередей там не наблюдается.

Выглядят новые социальные торговые точки как супермаркеты. Лишь часть продуктов там продается по сниженным ценам. Такие товары находятся на определенных полках.

Мониторят цены на продукты четыре рабочие группы, в них входят сотрудники областного управления сельского хозяйства, представители общественного совета и депутаты городского маслихата. в их числе известная общественница Жанна ПАПИНА.

Жанна ПАПИНА.
Жанна ПАПИНА.

– Раньше социальные магазины выглядели как маленькие киоски, – объясняет она. – Год назад решили расширить их площадь и сделали первый магазин. С тех пор в городе открылось еще десять. Еще одна фишка этих магазинов в том, что они в первую очередь дают рабочие места малоимущим и многодетным мамам. Со времени создания магазинов остро стоял вопрос, как разделять людей на имущих и неимущих и кому давать продукты. Были большие споры по этому поводу. Но в итоге сошлись на том, что разделить людей невозможно. Даже было предложение сделать продуктовые карточки, но я и другие эксперты выступили против. Казахстан позиционирует себя как космическая держава. В этом плане мы вторые в СНГ после России. Какие продуктовые карточки? Поэтому туда могут заходить и брать социальные товары все без исключения. Единственное – есть ограничения. Сахар нельзя взять в одни руки больше 1,5 килограмма. И конечно, надеемся на совесть людей. Но все равно происходят казусы – иногда люди приезжают на дорогущих машинах и в попытке взять мешок сахара по 220 тенге за килограмм возмущаются. Выясняется – им нужно для варенья. Бывает и такое.

На днях в одном из таких соцмагазинов побывал премьер-министр РК Аскар Мамин. Он предложил и другим регионам перенять этот опыт. Администрация Жамбылской области считает социальные павильоны своим успешным проектом, ведь ежедневно эти магазины обслуживают более десяти тысяч покупателей.

На прилавках – всё своё, товары местных сельхозпроизводителей. Договоры на поставку продукции заключили с четырьмя предприятиями и десятью крестьянскими хозяйствами.

По словам акима Жамбылской области Бердибека Сапарбаева, нужно сделать картофель, лук, клубнику и рыбные изделия брендами области. Ведь когда-то жуалынский картофель считался одним из лучших в стране.

Ольга НАГАЕВА. Фото Жанны ПАПИНОЙ

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых